Моцарт в гостях у Бродского - Информационный портал

Моцарт в гостях у Бродского

Фото:  Фото: Елизавета Шевелева

Фото: Фото: Елизавета Шевелева

22 Июля 2021

Моцарт в гостях у Бродского

 Моцарт отечества не выбирает,
Просто играет всю жизнь напролет.
Булат Окуджава

Елизавета Леонская, преодолев, к счастью, коварные (ковидные) заслоны, снова гостила в Петербурге. Ее концерты всегда собирают полные залы. Завсегдатаи филармонии ценят фортепианную игру, отмеченную не только техническим мастерством, но прежде всего – подлинным совершенством (не путать с культивируемым в цифровую эпоху перфекционизмом, носящим подчас «спортивный» оттенок). Ее назвали как-то «антидивой» – не потому, что в ее игре нет искры божьей (итальянское: diva, divina – божественная), а потому, что она чужда любым «звездным» рейтингам. Скромное, но истовое служение музыке, великим мастерам прошлого и настоящего, отличает ее исполнительский почерк. И рождается русское диво, чудо музыкальной интерпретации – в созвучии языков должен же быть неслучайный смысл!
Я процитировал строки из своего (и потому без кавычек!) отклика на давние концерты Елизаветы Леонской в Смольном соборе, которые она посвятила столетию со дня рождения Святослава Рихтера. Процитировал, чтобы нынче не писать рецензии, а просто порадоваться чуду, щедро подаренному Петербургу. Пианистка сыграла в Большом зале филармонии Двадцать третий концерт концерт Моцарта, а в Малом зале –три последних сонаты Бетховена, посвятив фортепианный вечер Иосифу Бродскому в год 80-летия со дня его рождения. Восприятие величайшего бетховенского триптиха – не единожды прежде слышанного у выдающихся пианистов – усиливалось на сей раз еще и монолитным (без антракта) исполнением.
Но – я же обещал, что рецензии не будет! – главное событие нынешнего приезда Леонской проходило в знаменитом Доме Мурузи на Литейном. Там собрались, увы не все – иных уж нет, а те далече (добавить ли к знакомым строкам и тех, кто укрылся или лечен?) – увы не все, кто причастен к легенде (а как иначе это назвать!), складывающейся на глазах. В пространстве музея Бродского, теперь увеличившемся («полторы комнаты» приросли соседней квартирой), есть место для камерных собраний и концертов.
Моцарт в пространстве от до минора (Фантазия) до ля мажора (Соната с хрестоматийным Rondo alla turca в финале) звучал под руками Елизаветы Леонской не на концертном Стейнвее, а на стареньком пианино, «родном для этих стен», как выразился Михаил Мильчик, один из ближайших друзей Бродского – ему мы обязаны максимально достоверным (насколько вообще это возможно в силу многих обстоятельств) кропотливым восстановлением «пространства поэта». Пространства, о котором 22-летний (!) юноша сказал провидчески:
, Да, сходства нет меж нынешним и тем,
кто внес сюда шкафы и стол, и думал,
что больше не покинет этих стен;
но должен был уйти, ушел и умер.
Ничем уж их нельзя соединить:
чертой лица, характером, надломом.
Но между ними существует нить,
обычно именуемая домом.

Над тем же пианино, на котором играла соседская девочка, (как знать, досаждавшая Бродскому гаммами или иногда доставлявшая нехитрую радость ученическим Моцартом), теперь колдовала Елизавета Леонская, которой поэт посвятил метафорические строки:

… от земли отплывает фоно,
в самодельную бурю, подняв полированный парус.

«Она для меня – лучшая исполнительница, единственный музыкант, который делает романтиков (для меня – «чрезмерных») выносимыми» – скажет Иосиф Бродский в интервью. Случаю было угодно, чтобы пианистка оказалась одной из последних, кто виделся с ним незадолго до смерти. «Я играла тогда с Нью-Йоркским филармоническим оркестром Концерт Чайковского, – вспоминала Леонская, – а в шесть часов вечера мы были приглашены на ужин к Иосифу. В тот вечер он мне надписал книжку, грызя карандаш: “Стихи дарю Елизавете. / Прошу простить меня за эти / Стихи, как я, в душе рыча, / Петра простил ей Ильича”». Возблагодарим и мы судьбу за счастье приобщиться к диалогу художников.
Иосиф Райскин

Источник:  ИА Северная Звезда
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~MqVEn


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник