«Миротворцы» в Филармонии - Информационный портал

«Миротворцы» в Филармонии

30 Ноября 2015

«Миротворцы» в Филармонии

Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр и Хор студентов и выпускников Санкт-Петербургского государственного университета 1 декабря в Большом зале Филармонии впервые в России исполнят ораторию «Миротворцы». Автор этого произведения, английский композитор Карл Дженкинс – командор Превосходнейшего ордена Британской империи, рыцарь Королевы «за сочинение музыки и пересечение музыкальных жанров».

Тема мира и любви к человечеству проходит красной нитью в творчестве сэра Карла Дженкинса. После «Вооруженного человека: Мессы мира» (2000) и «Реквиема» (2005) она с впечатляющей силой воплощается в «Миротворцах». Основой произведения, состоящего из 17 номеров, стали тексты «посланников мира» - Нельсона Манделы, Мартина Лютера Кинга, Махатмы Ганди, Далай Ламы, Серафима Саровского, Альберта Швейцера. В нем встречаются изречения «культовых и вдохновляющих людей» матери Терезы и Анны Франк, стихи Руми и Шелли, цитаты из Библии и Корана. Глубоко проникновенны слова самого Дженкинса о личности, стремящейся к единению наций (№11): «У него была мечта, что все человечество могло бы жить вместе в мире и гармонии. У него была мечта, что люди разного цвета и веры смогут жить вместе. У него была мечта… Это была его мечта». Своеобразным апофеозом произведения стал второй номер оратории, в котором единственное слово «мир» произносится более чем на 20 языках земного шара.

Географическая и временная всеохватность литературных первоисточников отразилась в нетрадиционном ансамблевом составе, в котором наряду с европейскими инструментами звучат экзотические ударные и духовые. «Чтобы помочь определить происхождение или культуру» авторов текстов (которые в «Миротворцах» за редким исключением произносятся все-таки на английском языке), композитор делает оркестровые «подсказки» слушателю. Так, бансури и табла (индийские флейта и барабан) сопровождают тексты Ганди (№4), сякухати (японская флейта, связанная с дзен-буддизмом) звучат на словах Далай Ламы (№5), а африканские ударные ассоциируются с фигурой Манделы (№15). Отголоски южно-американского блюза сэр Дженкинс связал с образом Мартина Лютера Кинга, а ирландскую волынку использовал для создания кельтской атмосферы (№6). В оратории задействованы бас-гитара, орган и два хора. По примечанию автора, желательно, чтобы один из них состоял из юных голосов: именно звонкий и хрустальный тембр был необходим в звуковой палитре антивоенного произведения.

1-го декабря носителем чистого и светлого начала станет Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга, его напарником - Хор студентов и выпускников Санкт-Петербургского государственного университета, который в январе этого года участвовал во втором исполнении оратории в Карнеги-холле. В этом же зале в 2012-м, в день Мартина Лютера Кинга, лауреата Нобелевской премии за вклад в демократизацию общества, состоялась мировая премьера под управлением автора. В городе на Неве за дирижерский пульт встанет художественный руководитель Хора СПбГУ маэстро Эдуард Кротман.
Источник:  Пресс-служба
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~OQpkg


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник