«Маски и сущности»

6 Апреля 2016

«Маски и сущности»

Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Шереметевский дворец — Музей музыки (наб. Фонтанки, 34), 6 апреля, 19.00

В проекте «Маски и сущности» встречаются два ведущих ансамбля Швейцарии и России — Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) и Collegium Novum Zurich (CNZ). 6 апреля в Шереметевском дворце два ансамбля исполнят две мировые и одну российскую премьеру известных композиторов XXI столетия, и тем самым попытаются ответить на вопрос: каково место национальных музыкальных культур в глобальном мире новой музыки? Возможно ли идентифицировать тот или иной новый опус как российский или швейцарский, или же родовое наследие и родовые травмы локальных традиций — лишь маски, которые легко надеть и несложно отбросить за ненадобностью?
Два ансамбля, хорошо известные в Европе и России блистательным уровнем исполнительства, тонким музыкантским чутьем и проповедническим запалом, каждую программу строят как остросюжетный роман. Проект «Маски и сущности» — это роман о национальной самоидентификации, который ставит под сомнение саму возможность говорить о ней на универсальном языке новой музыки. Действующие лица романа — типичные герои нашего времени. Сергей Невский и Дмитрий Курляндский живут и работают и в России, и в Европе (в Германии и Франции, соответственно). Остались ли они русскими, стали ли европейцами? Имеет ли смысл сам этот вопрос, задаваемый и российским, и швейцарским композиторам? Арам Хованисян родился в Армении, но много лет живет в Швейцарии. Штефан Вирт, имеющий происхождение из швейцарско-американской семьи (чьи корни при этом в южной Италии), в новом сочинении взял на себя труд воплотить в звуке свою «итальянскость». Но не вообразил ли он попросту то, чего не существует?
Принадлежность к той или иной национальной культуре как чувство дома, выбор между «домом» и «бездомностью» — это только завязка концерта «Маски и сущности». Его развязка — пять новых опусов весьма востребованных композиторов XXI века, которых лишь по привычке называют молодыми. У каждого — свой собственный язык, узнаваемый на слух, но требующий безупречного произношения. Таковым как раз и обладают Московский Ансамбль Современной Музыки, Collegium Novum Zurich и дирижер Титус Энгель (Швейцария/Германия).

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА «МАСКИ И СУЩНОСТИ»

Первое отделение:
Арам Ованисян
Тройной концерт для гобоя, бас-кларнета, аккордеона и ансамбля (мировая премьера)
Сергей Невский
“Фигуры в траве”
Дмитрий Курляндский
“Белый Концерт” (российская премьера)

Второе отделение:
Изабель Мундри
“Traces des Moments”
Штефан Вирт
“Manduria” (мировая премьера)
Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ)
Collegium Novum Zurich (CNZ)

Солисты:
Маттиас Арчер, гобой
Эрнесто Молинари, бас-кларнет
Сергей Чирков, аккордеон

Дирижер – Титус Энгель (Швейцария/Германия)

Проект проходит при поддержке Министерства культуры России, Посольства Швейцарии в России, Швейцарского культурного фонда «Про Гельвеция» и Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» в рамках программы «Swiss Made в России».

Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ) был основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии признанного лидера отечественной школы новой музыки Эдисона Денисова. МАСМ первым прорвал информационный вакуум и представил на Западе новейшую российскую музыку, а у нас – творчество современных зарубежных авторов. На счету МАСМ более 800 мировых и российских премьер, принадлежащих композиторам разных поколений, среди которых классики Д. Шостакович, Н. Рославец, А. Мосолов, А. Шнитке и Э. Денисов (Россия), Э. Варез и Я. Ксенакис (Франция), Х. Лахенманн (Германия), Л. Ноно и Л. Берио (Италия), Б. Фуррер (Австрия/Швейцария) и др.; ансамбль выпустил около 50 компакт-дисков для ведущих мировых лейблов России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии. Коллектив гастролировал в 25 странах мира и 85 российских городах, выступает на лучших концертных сценах, принимает участие в крупнейших международных фестивалях, таких как “Московское Биеннале современного искусства”, “Дягилевские сезоны” (Пермь), “Radio-France presences” (Франция), “FrankfurtFest”, “Maerzmusik” (Германия), “Gaudeamus music week” (Нидерланды), “Warsaw Autumn” (Польша), “Klangspuren” (Австрия) и др. В 2013 году МАСМ стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «эксперимент». В 2015 году по версии газеты «Музыкальное обозрение» МАСМ стал «Ансамблем Года».
www.mcme.iscmrussia.ru
https://www.facebook.com/mcmensemble

Ансамбль Collegium Novum Zürich основан в 1993 году с целью исполнения и пропаганды современной музыки. Коллектив из 26 исполнителей-солистов, каждый из которых играет свою заметную роль в швейцарской и – шире – европейской музыкальной жизни, выстраивает концертные программы на основе любых, самых неожиданных комбинаций инструментов. Ансамбль работает в тесном сотрудничестве с композиторами-контрибьюторами, и за годы существования подготовил множество первых исполнений, среди которых премьеры Ханса Вернера Хенце, Беата Фуррера, Георга Фридриха Хааса и др. Ансамблем дирижировали Пьер Булез, Беат Фуррер, Маурисио Кагель, Марк Фостер, Говард Гриффитс и др. Collegium Novum Zürich с равным энтузиазмом выступает на академических и экспериментальных площадках, регулярно появляется в афишах именитых фестивалей и самых респектабельных концертных залов (Muziekgebouw Amsterdam, BerlinerFestspiele/MaerzMusik, Kölner Philharmonie, WDR Köln, Lucerne Festival и т.д.).
www.cnz.ch

Дирижер Титус Энгель фокусирует внимание на нестандартных музыкальных проектах: его интересует как классика XIX-XX веков, так и музыка эпохи барокко, и новейшие опусы XXI столетия. Титус Энгель является постоянным приглашенным дирижером в нескольких авторитетнейших ансамблях современной музыки: Ensemble Modern, Collegium Novum Zürich, Klangforum Wien. Список осуществленных им оперных постановок включает «Орфея» Монтеверди (Theater an der Wien), «Дон Жуана» Моцарта (Kampnagel Hamburg), «Воццека» Берга (Oper Stuttgart), «Орфея» Тилемана (Oper Frankfurt), «Хензель и Гретель» Хумпердинка и т.д. В концертном сезоне 2015/2016 с большим успехом состоялась премьера новой оперы швейцарского композитора Михаэля Вертмюллера «Не плачь, пой» в Гамбургской Опере, в планах – руководство постановкой оперы Оффенбаха «Фантазио» в Komische Oper Berlin и балета «Весна священная» Стравинского совместно с балетной труппой Саши Вальц в Королевской Национальной Опере в Мадриде.

Источник:  Пресс-служба
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~PbpGZ


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник