Мальчик из замка

22 Февраля 2015

Мальчик из замка

В Михайловском (Инженерном) замке открыта выставка «Великий князь Павел Петрович», которая посвящена детским и юношеским годам будущего императора Павла I. На экспозиции представлены живописные произведения — портреты Павла Петровича и членов его семьи, жанровые картины повествовательного и аллегорического содержания, рассказывающие о событиях жизни великого князя, а также графические листы, миниатюры, предметы декоративно-прикладного искусства, архивные материалы и элементы быта той эпохи из собрания Русского музея и других коллекций, всего около 100 экспонатов.

С местом, на котором находится сейчас Михайловский замок, были связаны самые лучшие воспоминания Павла Первого. Ведь здесь был когда-то Летний дворец его тетушки, императрицы Елизаветы Петровны. Сюда великий князь Петр Федорович привез свою жену, Екатерину Алексеевну, будущую императрицу Екатерину Вторую. Здесь Павел появился на свет. Здесь прошло его детство... А узнав детство человека, можно многое понять в его взрослом поведении. Сохранилось много портретов маленького Павла.
На одном из них (он находится в Гатчине) Павел изображен вместе с Петром Первым, который был его кумиром. Не случайно, придя к власти, Павел установил около замка памятник Петру работы Растрелли с надписью: «Прадеду — правнук». Так вот на этом портрете изображена одна из настольных книг Павла «О должности человека». Любопытно, что у ребенка в руках философская книга. Вероятно, он еще в детстве понимал свое предназначение....
Царствование Павла было непопулярным, и многими современниками (да и потомками тоже) этот император воспринимался как тиран, ведущий Россию к гибели. Может быть, из-за того, что ввел очень жесткий режим работы? Сам он вставал в пять утра, и придворным приходилось уже к шести приезжать во дворец. Или потому, что пытался бороться с казнокрадством?
Наверное, знал, что не любят, даже — ненавидят. Потому и строил замок, окруженный рвами, наполненными водой, с подъемными мостами. И при этом той роскошью, которую здесь насаждал, всем демонстрировал: я здесь собираюсь жить! Павел с детства мечтал о своем доме.
О замке, который стал бы «чудом роскоши и вкуса», собранием всевозможных искусств. Больше всего любил рассматривать архитектурные «увражи» — большие красивые книги с гравюрами и картинами, изображающими разные города, — с ними вместе он путешествовал по миру... Юношей он совершил поездку по Европе, уже в реальности изучая самые разные постройки — собирал прототипы для своего будущего дома. И даже сам сделал первые его наброски… Увы, в своем любимом детище он прожил всего 40 дней и был убит заговорщиками в ночь с 11 на 12 марта 1801 года.
Сотрудники Русского музея внесли немалый вклад в изучение истории Павла I и Михайловского замка, результатом проделанной работы стала эта выставка. В залах представлены живописные произведения, отразившие этапы становления личности Павла и дающие зрителю возможность пересмотреть многие предвзятые оценки, до сих пор бытующие в отношении великого князя. Его жизненные ориентиры сформировались в раннем, практически детском возрасте, когда он начал размышлять о правде и искренности, о смысле существования, о связи своей судьбы с будущим Отечества, о собственной миссии, обусловленной рождением, но не получившей исторического простора для реализации. Большое количество мемуаров, архивных и изобразительных материалов о юности Павла, доказывают, что был он миловиден, а та характерная иконографическая особенность — слишком большая курносость, которую подчас гротескно подчеркивали в поздних портретах, — развилась с течением времени.
События и эпизоды жизни Павла Петровича отразились в истории искусства целым рядом художественных документов. Два брака — в 1773 году с принцессой Гессен-Дармштадтской (Наталией Алексеевной) и в 1776 с принцессой Вюртембергской (Марией Федоровной) — естественным следствием имели появление жанровых полотен и парных портретов великокняжеской четы (Г. И. Козлов «Алтарь Гименея. Аллегория на бракосочетание великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны» 1776). Впечатление от ума, вкуса, изящества, любознательности и коммуникабельности великокняжеской четы, путешествовавшей по Европе под именем графов Северных, отразилось в акварелях, гравюрах с изображением приемов, торжеств и театральных действ, сопровождавших эту поездку. Важной художественно-этической темой, связанной с именем Павла Петровича и отразившейся во многих произведениях живописи, графики и прикладного искусства, является тема семейного мира, домашнего быта, родственной привязанности — тех чувств, которых недоставало Павлу в обыденной жизни.

Материалы, связанные с биографией великого князя, впервые собраны в рамках специальной экспозиции, которая задумана как часть масштабного проекта «Сага о Романовых», разрабатываемого Русским музеем с 2014 года.
Мария СИДОРОВА
Источник:  http://www.nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~LnA7r


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник