Лес. Актриса - Информационный портал

Лес. Актриса

Фото: пресс-служба театра

Фото: пресс-служба театра

2 Декабря 2021

Лес. Актриса

Ко дню рождения Веры Комиссаржевской, театр представил зрителям особый подарок: премьеру необычного спектакля «ЛEC. АКТРИСА».

Это не совсем спектакль - скорее, иммерсивное(1) действо-размышление в интерьерах театра – от входа до Большого фойе или представление в формате site specific-театр (2)

Спектакль, навеянный старинным духом Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, является частью большого проекта Бориса Павловича «Лес»: в городе в самых необычных местах возникают спектакли - «акты» (в бутик-отеле, на чердаке, в баре, в театре, в катакомбах церкви, в учебной аудитории и пр.), и эти части, как деревья, не имеют иерархии и последовательности, но вдохновлены философией Владимира Бибихина, российского философа и филолога. <br>

Актриса ходит по зданию театра, «вглядываясь в прошлое словно в будущее». Постепенно пространство «оживает» и начинает говорить с настоящим голосами прошлого. Мерцающей тенью вторгаются в монолог Кристины Токаревой реплики Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Биография и судьба величайшей актрисы русской сцены каким-то магическим и необъяснимым образом становятся рифмой к актерской исповеди, попытке самопознания...

Задача была сделать не интерактивную историю, — мы смотрим эту экскурсию и нам еще об этом рассказывают, — а создать наложение двух планов места и истории, чтобы пустоту между ними в своем воображении смог заполнить сам зритель.

Спектакль «ЛЕС. АКТРИСА» можно увидеть в интерьерах Театра им. В. Ф.Комиссаржевской 4, 12, 26 декабря (начало в 15.00).

P.S.

1. Иммерсивный театр также называют театром-променадом, потому что его посетители могут передвигаться по сценическому пространству во время представлений).

2. Формат site specific только начинает распространяться на театральных площадках России и может быть не понят зрителем, который привык наблюдать за действием с места.

Термин «site-specific art» был впервые сформулирован художником калифорнийцем Робертом Ирвином, но вошел в относительно широкое употребление только в половине 1970-х годов. В переводе с английского site-specific — одновременно и «определенное», и «особенное» место. Этот вид искусства отрицает возможность переноса творения в другую локацию, делая конкретное место единственной средой его существования. Фактический девиз site-specific art провозгласил Ричард Серра, когда власти намеревались перенести его работу Tilted Arc в место, где на нее удобнее было бы смотреть: «Переместить работу — разрушить работу».

Site-specific театр взаимодействует со смыслами, обретенными в конкретных условиях и в конкретном месте.

Есть несколько вариаций site-specific: энвайронмент-театр, когда спектакль помещается в примерно ту же среду, где происходит действие (это как сыграть Гамлета в настоящем датском замке) и променадный театр, когда зрители могут следовать за исполнителями спектакля или вовсе выпасть из действия и изучать площадку самостоятельно.

Один из основополагающих принципов site-specific спектакля — это тщательный анализ выбранного пространства с точки зрения множества аспектов, непосредственно влияющих на характер, тему и материал будущей постановки. Акустика, цветовая гамма всего окружающего пространства на протяжении всего маршрута, предварительная логистика следования зрителя по локации, звуки — органически существующие и искусственно возможные.

«Атмосфера пространства диктует все — от текста до жеста. То есть — сначала надо “послушать” пространство. Ощутить его. Услышать его. Понять, о чем можно говорить, стоя здесь. Это не решение одного дня. Когда это решение найдено и принято, наступает следующий этап — конструктивный и структурный. Строиться поэтапно: текст, метод существования актеров, метод репетирования, визуально-стилистическое решение спектакля», — отмечает режиссер Творческой лаборатории «Угол»
Источник:  Пресс-служба театра
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Jguv1


Газета &laquo;Санкт-Петербургский вестник высшей школы&raquo;

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник