Концерты в Камерном зале Капеллы

29 Мая 2014

Концерты в Камерном зале Капеллы

Камерный зал Капеллы Санкт-Петербурга представляет два увлекательных концерта, которые пройдут 29 и 30 мая.

29 мая в 19.30 проект Владимира Шуляковского «Мистерия звука» представляет петербургской публике богатейшую палитру мировых музыкальных традиций. Программы, построенные на самых парадоксальных сопоставлениях классической и традиционной музыки, помогают слушателю глубже понять суть самых глубоких и загадочных явлений музыкальной культуры Востока и Запада.
30 мая в 19.30 состоится концерт «Испанская рапсодия» – это увлекательное путешествие в волшебный мир испанской музыки, её неповторимых ритмов и волнующих мелодий. Вы услышите редкие произведения двух крупнейших музыкантов Испании – Мануэля де Фальи и Хоакина Родриго в исполнении сопрано Екатерины Завацкой и гитариста Дмитрия Воронина.

29 мая, четверг, 19:30, Камерный зал
«Мистерия звука»
Традиционная музыка Армении, сочинения Иоганна Себастьяна Баха
Пятый концерт цикла «Мистерия звука»
Традиционная музыка Армении
Виталий ПОГОСЯН (дудук)
Иоганн Себастьян БАХ
Владимир ШУЛЯКОВСКИЙ (скрипка)
Проект Владимира Шуляковского «Мистерия звука» представляет петербургской публике богатейшую палитру мировых музыкальных традиций. Программы, построенные на самых парадоксальных сопоставлениях классической и традиционной музыки, помогают слушателю глубже понять суть самых глубоких и загадочных явлений музыкальной культуры Востока и Запада.
Предлагаемая слушателям 29 мая в Камерном зале Капеллы программа станет первым опытом совместного музицирования двух неординарных исполнителей: Виталия Погосяна и Владимира Шуляковского.
Виталий Погосян – солист ансамбля «Дудукбэнд» – хорошо известен своими «космическими» музыкальными композициями и виртуозностью игры на древнем армянском духовом инструменте.
Известный российский скрипач и дирижёр Владимир Шуляковский получил образование в Музыкальном училище им. Римского-Корсакова и Ленинградской консерватории. Одним из первых в нашей стране начал заниматься исполнением старинной музыки, основанном на исторических исследованиях и использовании оригинальных инструментов (барочная скрипка, виольд'амур, барочный альт).
В 1988 основал Российский ансамбль старинной музыки, возрождающий к жизни забытые шедевры русской музыки XVIII века. В 1990 году музыкант стал лауреатом международного конкурса в Манчестере, после чего был приглашен в целый ряд международных проектов, а также на различные фестивали и концерты в Америке, Европе и Африке. Владимир Шуляковский хорошо известен и в нашей стране по концертам в ведущих филармонических залах, а также своими просветительскими лекциями, с которыми он выступает в Санкт-Петербурге и разных уголках России.
В разное время Владимир Шуляковский играл с такими известными музыкантами, как Иван Монигетти, Алексей Любимов, АндресМустонен и др. В качестве дирижёра выступал с Российским ансамблем старинной музыки, оркестрами Новосибирской и Якутской филармоний, Камерным хором Смольного собора, хором LegeArtis, ансамблем «Маркелловы голоса», исполняя духовную музыку Бибера, Баха и Телемана, мессы Моцарта, оды Пёрселла, оперы Бортнянского и Монтеверди.
В последнее время музыкант активно экспериментирует, сочетая старинную музыку с хореографией, сочинениями современных композиторов, джазом, роком, перфомансом, восточной музыкой, фольклором России и Европы, знаменным распевом и григорианским хоралом. Артистическую карьеру Владимир Шуляковский успешно совмещает с педагогической работой, выступая с лекциями и мастер-классами в России, Европе и США.

30 мая, пятница, 19:30, Камерный зал
«Испанская рапсодия»
Екатерина Завацкая (сопрано), Дмитрий Воронин (гитара), Александра Чмырёва (фортепьяно)
«Испанская рапсодия»
Екатерина ЗАВАЦКАЯ (сопрано)
Дмитрий ВОРОНИН (гитара)
Александра ЧМЫРЁВА (фортепьяно)
АЛЬБЕНИС, РОДРИГО, де ФАЛЬЯ, ВИЛА-ЛОБОС
Концерт «Испанская рапсодия» – это увлекательное путешествие в волшебный мир испанской музыки, её неповторимых ритмов и волнующих мелодий. Вы услышите редкие произведения двух крупнейших музыкантов Испании – Мануэля де Фальи и Хоакина Родриго в исполнении сопрано Екатерины Завацкой и гитариста Дмитрия Воронина. В концерте также прозвучат произведения Исаака Альбениса, АгустинаБарриоса, Хоакина Турина для гитары соло, а также дуэты вместе с пианисткой Александрой Чмырёвой. Колорит испанских песен, виртуозное звучание гитары, яркие импровизации, зажигательный дуэт гитары и фортепиано подарят истинное наслаждение всем любителям испанской и латиноамериканской музыки.
Исаак Альбенис (1860-1909) – испанский композитор и пианист-виртуоз, один из основоположников испанской национальной музыкальной школы. Имя Альбениса неразрывно с новым направлением испанской музыки Ренасимьенто, возникшего на рубеже XIX-XX веков и охватившего всю художественную жизнь страны. Огромное влияние на музыканта оказала его встреча в Будапеште с Листом (1880), у которого он завершил пианистическое образование. Альбенис стал выдающимся виртуозом и выступал во многих странах (Мексика, Куба, Германия, Англия, Франция и др.). «Испанским Рубинштейном» называла Альбениса в один голос испанская пресса за исполнение им собственных сочинений. Композитор создал огромное количество произведений разных жанров. Лучшие его сочинения несут в себе живую связь с народным творчеством, с особенностями мелодики, ритма и гармонии народной музыки. В творческом наследии Исаака Альбениса следует выделить оперу «Магический опал» (1893), фантазию для оркестра и фортепиано «Каталония» (1899) и многочисленные фортепианные пьесы.
Испанский композитор Хоакин Родриго (1901-1999) в раннем детстве почти полностью потерял зрение. Музыкой он начал заниматься в возрасте восьми лет, играл на фортепиано и скрипке. С шестнадцати лет изучал гармонию и композицию с преподавателями Валенсийской консерватории. В 1927 году Родриго переехал в Париж и поступил вEcoleNormaledeMusique. Здесь он подружился с Равелем, Онеггером, де Фальей, Мийо и другими выдающимися музыкантами того времени. Вернувшись в Испанию после гражданской войны, в течение ряда лет он преподавал в Мадридском университете. Из Франции Родриго привез с собой «Аранхуэсский концерт» – произведение, принесшее ему мировую известность. Для творчества Хоакина Родриго характерна тесная связь с испанским фольклором и с народными традициями музицирования. Композитором написаны сочинения различных жанров – «Героический» концерт для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для виолончели с оркестром, «Четыре любовных мадригала» для голоса с оркестром, «С Антонио Мачадо» (десять песен для голоса и фортепиано) и др.
Испанский композитор Мануэль де Фалья (1876-1946) принадлежит к числу талантливейших мастеров первой половины ХХ века. В его творчестве – синтез достижений западноевропейского музыкального искусства начала ХХ века с национальными испанскими музыкальными традициями, характером и духом испанского творчества. Музыкальное образование Мануэль де Фалья получил в Мадридской консерватории. С 1907 г. он жил в Париже, где провел около семи лет, общаясь с Дебюсси, Равелем и другими выдающимися французскими музыкантами. В 1914 году композитор создал одно из прославленных своих сочинений – «Семь испанских народных песен». Всеобщее увлечение русским балетом, которое охватило в те годы Париж, сказались на творчестве де Фалья. Он создал один из своих шедевров – балет «Любовь-волшебница» (1915), мастерски претворив характерные особенности андалусийской музыки. Вернувшись в 1914 года на родину, де Фалья закончил произведения, задуманные еще в Париже: «Ночи в садах Испании» (1915) и балет «Треуголка» (1919), с премьерой которого к композитору пришло европейское признание. В том же году появилась «Бетическая фантазия» (Fantasiabetica) для фортепиано, сочиненная по просьбе Артура Рубинштейна. Одно из последних, крупных произведений Фальи – Концерт для клавесина (1923-1926), посвященный знаменитой польской пианистке Ванде Ландовской.
Эйтор Вила-Лобос (1887-1959) – один из самых известных латиноамериканских композиторов, прославившийся синтезом бразильской народной и европейской академической музыки. В юности Вила-Лобос обучался игре на виолончели и кларнете, играл также на фортепиано и гитаре, выступал в небольших уличных ансамблях, общался с народными музыкантами, участвовал в фольклорных экспедициях. Знаменательными стали встречи молодого бразильца с Мийо и Рубинштейном, которые впервые по-настоящему открыли для Вила-Лобоса музыку Дебюсси. Получив правительственную стипендию, в 1923 году Вила-Лобос поехал в Париж, где общался с Равелем, де Фальей и другими выдающимися музыкантами. В 1927 его услышал Прокофьев, который был поражен первозданной силой таланта бразильского композитора. «Нас двое варваров в Париже, – писал композитор, – я и Вила-Лобос».
В 1931 году Вила-Лобос возвратился в Бразилию. Он побывал с концертами в шестидесяти шести городах. По поручению правительства, занимаясь организацией единой системы музыкального образования в стране, композитор создал Национальную консерваторию, десятки музыкальных школ и хоровых коллективов, ввел музыку в школьные программы, считая, что хоровое пение – основа музыкального образования. По инициативе Вила-Лобоса в 1945 году в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, президентом которой он оставался до конца жизни.
Пропагандируя бразильскую музыку, Вила-Лобос выступал также как дирижер в Бразилии, в странах Южной и Северной Америки, в Европе. За 60 лет творческой деятельности композитор создал более тысячи произведений в самых разнообразных жанрах. Песни, романсы, хоры, пьесы для отдельных инструментов в наследии Вила-Лобоса исчисляются сотнями, как и народные мелодии, собранные и обработанные композитором. Его музыка для детей, написанная для школ и самодеятельных хоров, включает более 500 названий.


Источник:  Пресс-служба
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~18FTW


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник