Концерт к 150-летию со дня рождения Александра фон Цемлинского - Информационный портал

Концерт к 150-летию со дня рождения Александра фон Цемлинского

Фото: пресс-служба филармонии

Фото: пресс-служба филармонии

11 Октября 2021

Концерт к 150-летию со дня рождения Александра фон Цемлинского

19 октября, вторник 20:00. Большой зал Академический симфонический оркестр филармонии

Дирижер - Владимир Альтшулер Александр Кашпурин - фортепиано Рахманинов: Концерт № 2 для фортепиано с оркестром; Цемлинский: «Русалочка», симфоническая фантазия

Один из ярчайших и влиятельнейших музыкантов, работавших в Вене начала XX века, композитор, чьи ранние сочинения благословили Иоганнес Брамс и Густав Малер, дирижер, педагог, единственный учитель крупнейшего реформатора музыки Арнольда Шенберга, Александр фон Цемлинский закончил свою жизнь в трагической безвестности в 1942 году в предместье Нью-Йорка: спасаясь в годы Второй мировой войны из охваченной коричневой чумой Европы, он эмигрировал за океан и, увы, не смог добиться там того признания, которого заслуживал.
Сегодня музыка Цемлинского постепенно возвращается из забытья, в котором пребывала долгое время: 150-летию со дня рождения композитора Академический симфонический оркестр под управлением Владимира Альтшулера посвящает исполнение симфонической фантазии «Русалочка». Также в этот вечер прозвучит знаменитый Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова – один из величайших шедевров XX века, рождение которого знаменовало для композитора начало нового этапа после затяжного тяжелого творческого кризиса. Солист – известный петербургский пианист Александр Кашпурин.

Самое ныне исполняемое сочинение Цемлинского было написано в первые годы XX века, его мировая премьера состоялась в 1905 году в Музикферайне в одном концерте с премьерой симфонической поэмы «Пеллеас и Мелизанда» Шенберга, и критика поставила музыку Цемлинского выше. Судя по всему, существовала достаточно подробная программа «Русалочки», восходящая к знаменитой сказке Андерсена, но этот текст не сохранился, да и попытки пошагово отразить в музыке сюжет в процессе работы отошли на второй план, уступив место чередованию обобщенных настроений и красок. В музыке «Русалочки» отразилась эпоха – в ней слышны отголоски сочинений Чайковского, заметно и влияние Вагнера: экзальтированные, полные любовной муки «тристановские» гармонии, возможно, отражают состояние самого композитора при работе над этой партитурой – незадолго до этого одна из первых красавиц Вены Альма Шиндлер оставила его, объявив о помолвке с Густавом Малером.
Источник:  Пресс-служба филармонии
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~wG4hj


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник