Контрасты оркестровой панорамы - Информационный портал

Контрасты оркестровой панорамы

Фрагмент афиши предоставлен автором

Фрагмент афиши предоставлен автором

7 Июня 2021

Контрасты оркестровой панорамы

25 мая концертом симфонической музыки в зале Капеллы завершился международный фестиваль 56-я «Петербургская музыкальная весна», посвященный очередной дате Великой Победы.
 
В двух симфонических концертах 17 и 25 мая в зале Академической Капеллы развернулась широкая панорама художественных поисков и достижений двенадцати(!) композиторов разных поколений и творческих стилевых почерков.
17 мая Симфонический оркестр Академической капеллы под управлением Аркадия Штейнлухта представил пять премьер. Из них - два новых Концерта, что говорит как о популярности этого жанра с богатыми образными и виртуозными возможностями, так и о высоком мастерстве петербургских инструменталистов. Композиторам есть для кого писать и на чье мастерство опираться, есть кому доверить свои музыкальные замыслы. Все солисты играли превосходно, эмоционально и безусловно способствовали ярким художественным впечатлениям. Каждый из Концертов представил свою драматургию и неповторимый авторский почерк.
Впервые прозвучали – динамичный, мастерски написанный одночастный Концерт для скрипки с оркестром Елены Туркиной (солистка Александра Коробкина); двухчастный, с отзвуками авангарда середины прошлого века фантазийный Концерт для скрипки с оркестром Григория Корчмара (солировал Александр Корчмар).
Инструментальные концерты чередовались в этот вечер с программными сочинениями. Открылся концерт симфонической поэмой «Радда и Лойко» Андрея Петрова по рассказу М. Горького «Макар Чудра», сочиненной в 1954 году начинающим 23-летним композитором. В этом симфоническом первенце Андрея Павловича слышны задатки его блистательного музыкального будущего: классика советской музыки, автора балетов, опер, шедевров киномузыки. Искренняя, яркая музыка поэмы, наполненная обаятельными мелодичными темами, невольно заставила ностальгически вспомнить о ныне далеких 1950-х годах…
Сюита для большого симфонического оркестра Вячеслава Круглика - «Время жить и время умирать» (по прочтении Э. М. Ремарка) - написана в 2010 году и уже успешно исполнялась. В этом лирико-драматическом сочинении из пяти контрастных частей особо покорила третья часть с красивой романтической музыкой у солирующей арфы в сопровождении вибрафона и металлофона.
Симфоническое рондо зрелого мастера Петра Геккера «О радости и печали» (2020) – более печальное, нежели радостное, ибо, как известно, многие мудрости умножают печали. Новое лаконичное сочинение композитора, склонного к философскому миросозерцанию, привлекает гармоничным сочетанием глубокого содержания и ясной, стройной композиции.
Концерт завершился премьерой симфонической фантазии Александра Изосимова «Образы русских сказок» (2019). Талантливый композитор, чья музыка известна далеко за пределами Санкт-Петербурга, доказывает, что можно сочетать индивидуальность, современный язык и верность традициям русской музыки. Узнаваемости музыкальных образов новой фантазии Изосимова способствовали музыкальные воспоминания о сказочных симфонических картинах Н. Римского-Корсакова, А. Лядова, И. Стравинского. Отрадно, когда современные творцы не забывают о своих национальных корнях. Как любил повторять Андрей Эшпай: «Чем композитор национальнее, тем он интернациональнее».
25 мая насыщенную премьерами программу сыграл Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр под управлением Александра Титова. На сцене разместился Большой симфонический оркестр с богатой ударной группой, включая вибрафон, ксилофон, колокола, фортепиано. Авторы в разной степени использовали тембровое и динамическое красочное богатство симфонического оркестра для реализации своих замыслов.
Леонид Резетдинов к своему 60-летию написал Симфонию №5 «Игры богов» в пяти частях. Композитор рассказал: «Это сочинение – непрограммное, хотя написано под влиянием научно-фантастических произведений Станислава Лема, Захария Ситчихина и Мориса Котрелла. Меня вдохновила тема космического мироздания, которая присутствует во всех моих симфониях - в Первой, во Второй «Симфония планет», в Третьей «Матрица, в Четвертой «Босх. Сады наслаждений» и вот теперь в Пятой «Игры богов». Дав название Пятой симфонии, композитор не озаглавил ее частей, указав лишь темпы. На мой взгляд, автор поступил верно, ибо литературные космические и космогонические мотивы дали лишь толчок его музыкальной фантазии. Симфония слушается неотрывно с большим вниманием. Ее колоритные музыкальные образы первозданной природы, языческих действ мастерски воплощены различными инструментами и группами оркестра с привлечением чарующих татарских пентатонных интонаций, родных композитору. Порой слышатся отзвуки и поэтичного балета Ф. Яруллина «Шурале» с его гимном праматери природе.
Остальные прозвучавшие сочинения опять были в жанре концерта. Игорь Друх написал по мотивам знаковых для ХХ века экспрессионистских картин Эдварда Мунка Концерт для оркестра «Красный закат» (2019). Обостренность мировосприятия этого гениального норвежского художника, его гипертрофированные чувства тревоги, опасности, предчувствия катастрофы обусловили и сумрачный, взрывной характер музыки концерта, исполненного впервые.
Драматическая «Поэма памяти жертв Великой Отечественной войны» для скрипки с оркестром Сергея Поддубного написана в 2000 году и неоднократно была успешно исполнена блистательным скрипачем Павлом Поповым, который играл и в этот вечер.
Своеобразным интермеццо в драматической программе стал красивый, поэтичный, светлый Концерт для скрипки и струнного оркестра Александра Смелкова. Сочинение 2016 года заняло прочное место в репертуаре петербургских скрипачей. Первым исполнила Концерт великолепная Мария Сафарьянц с дирижером Павлом Смелковым.
Музыкальность этого произведения композитора, принципиального последователя великих классических традиций русского и западного романтизма, была отмечена слушателями. Они восприняли Скрипичный концерт Смелкова как «отдушину» и наградили автора шквалом аплодисментов. Успех концерта разделила юная скрипачка Ксения Калугина, неоднократно исполнявшая Скрипичный концерт Смелкова. Ксения - воспитанница знаменитого скрипичного педагога Савелия Шальмана. Ныне она обучается в Лондоне.
Трагическое восприятие окружающего мира воплотил Илья Остромогильский в одночастном Концерте для трубы с оркестром (2018), солист Алексей Никифоров.
В завершении вечера Евгений Петров представил в новой редакции фантазийный и жизнеутверждающий «Фильм-концерт» для контрабас-балалайки и фортепиано с оркестром. Солировали: Михаил Дзюдзе из легендарного «Терем-квартета» и студент консерватории пианист Виталий Петров.
Музыка этого одночастного сочинения впечатлила контрастами неустанно устремленной вперед жизненной энергии и созерцательно-лирических, мечтательных состояний. Фильм-концерт действительно кинематографичен. Петров применяет в смене контрастных эпизодов кинематографический прием монтажа кадров. А композиция концерта, его остинатные ритмы и песенные интонации заставляют вспомнить оптимистическую музыку советских кинофильмов с лирическими просветленными кульминациями на песенных мелодиях.
Концерты «Оркестровой панорамы», познакомив слушателей с репертуарными и новыми произведениями ленинградских-петербургских композиторов, подтвердили незримую незримую преемственную связь лучших достижений отечественной музыки.
Лариса Белякаева-Казанская 
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~bGOhQ


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник