«Классика: перезагрузка» - Информационный портал

«Классика: перезагрузка»

27 Марта 2014

«Классика: перезагрузка»

30, Воскресенье, 19.00
Большой зал филармонии им. Д.Д. Шостаковича (Михайловская ул., 2)


4-й концерт ВОСЬМОГО абонемента
«КЛАССИКА: ПЕРЕЗАГРУЗКА»
Заслуженный коллектив России академический
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ФИЛАРМОНИИ
Дирижер — Юрий ТЕМИРКАНОВ
Камерный хор Смольного собора
Петербургский камерный хор
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», музыкальные картины из оперы
МУСОРГСКИЙ. Сцена коронации, Монолог и смерть Бориса из оперы «Борис Годунов»
К 175-летию со дня рождения композитора
КАНЧЕЛИ. «al niente...»

В программе концерта Юрия Темирканова и его оркестра — сочинения русских классиков XIX века Римского-Корсакова и Мусоргского. Завершит концерт Diminuendo al niente — сочинение, посвященное Юрию Темирканову, созданное Гией Канчели в 2005 году. Автор предпосылает такой эпиграф своему сочинению.
“Diminuendo al niente. В моих произведениях последних лет подобное обозначение встречается настолько часто, что сочинение, премьеры которого состоялись в трех скандинавских городах — Осло, Гётеборге и Копенгагене, — я решил назвать al niente. Такое название по смыслу соответствует моему нынешнему душевному состоянию… Ведь diminuendo al niente — постепенное угасание. И несмотря на то, что сознание мое как никогда ясное, я все чаще размышляю о прожитом (!) и оставшемся (?) временах. И как бы я ни был полон сил и замыслов, как бы я ни был готов к преодолению нескончаемых трудностей, в последнее время надо мной подобно движущейся строке маячит напоминание:
Diminuendo al niente.
Я никогда не был пессимистом и прекрасно понимаю, что процесс постепенного угасания может длиться долго, даже бесконечно долго. Размышления о глобальной проблеме бытия и смерти возникают в нашем сознании по мере достижения зрелости. Другое дело, что отношение это со временем меняется, во всяком случае должно меняться… Во время работы над al niente мне исполнилось 65 лет!
Вот и все, чем мне хотелось бы поделиться с Вами относительно этого сочинения. Что же касается более детального его анализа, то я считаю его излишним, поскольку всегда доверял и доверяю интуиции слушателя.”

Помимо Канчели в БЗФ в этот вечер под управлением Темирканова прозвучат сочинения Римского-Корсакова и Мусоргского. На «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римский-Корсаков смотрел как на итог своего творчества, и некоторое время он думал разрешить публикацию и постановку оперы только после своей смерти. Не все знают о том, что либретто оперы, написанное В. И. Бельским, имеет репутацию одного из лучших в истории жанра. За него Бельский получил премию им. А. С. Пушкина, одну из престижнейших отечественных литературных премий того времени.
«Сцена Коронации» из «Бориса Годунова» поражает своим размахом и величием. Это одна из самых великих метафор державной власти, созданная в искусстве, в ней звучат колокола как символ стихии и неудержимости, размаха и общности народа. Следующий за ней Монолог Царя Бориса начинается со слов:
“Скорбит душа. Какой-то страх невольный Зловещим предчувствием Сковал мне сердце”, ведущих слушателя во внутренний мир Царя, с его страхами и тяжелыми предчувствиями на фоне народного ликования.
Источник:  Пресс-служба
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~rCSsC


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник