К 285-летию со дня рождения Антона Лосенко - Информационный портал

К 285-летию со дня рождения Антона Лосенко

11 Августа 2022

К 285-летию со дня рождения Антона Лосенко

В честь 285-летия выдающегося художника Антона Лосенко Русский музей предлагает вспомнить о творческом наследии автора и его вкладе в историю русской живописи.

Антон Павлович Лосенко родился 10 августа в городе Глухове, Черниговской губернии. В детстве был певчим придворной капеллы. Живописи Антон Павлович учился в Санкт-Петербурге в мастерской Ивана Аргунова, а позже в Академии художеств у Пьетро Ротари.

Лосенко совершенствовал свои художественные навыки в Париже – там была создана отчётная пенсионерская работа «Чудесный улов рыбы» (1762, Государственный Русский музей), работал в Риме («Зевс и Фетида», 1769, Государственный Русский музей). Живописец стал одним из первых русских профессоров Академии художеств, некоторое время даже являлся её директором. Он составил первое отечественное учебное пособие для Академии «Изъяснение краткой пропорции человека ... для пользы юношества...».

Лосенко писал портреты, обращался к религиозным и античным сюжетам. Но в историю русского искусства художник вошёл, прежде всего, как основоположник русской исторической живописи. Подобную характеристику он заслужил благодаря созданию полотна «Владимир и Рогнеда» (1770, Государственный Русский музей).

Построенная в соответствии с классицистическими установками Академии художеств, картина «Владимир и Рогнеда» стала первой на тему отечественной истории. Именно это произведение принесло автору звания академика и профессора. Сюжет был заимствован из «Российской истории» Михаила Васильевича Ломоносова и летописей. Будучи отвергнут полоцкой княжной Рогнедой, новгородский князь Владимир пошел войной на Полоцк, убил её отца и братьев и силой взял княжну в жёны. В качестве сюжета выбран момент раскаяния, когда Владимир «испрашивает прощения» за насилие, что весьма характерно для просветительских представлений той эпохи.

Композиция напоминает театральную мизансцену. В облике Владимира угадываются черты знаменитого трагического актёра того времени Ивана Дмитревского, а поза Рогнеды отсылает нас к античности. С какой древнегреческой богиней искусствоведы сравнивают образ княжны, причём здесь Парфенон и где на картине искать Добрыню Никитича – об этих и других интересных фактах можно узнать из онлайн-лекции на сайте Виртуального Русского музея: https://rusmuseumvrm.ru/data/events/2020/04/obschee_vladimir_i_rogneda/index.php

Произведения «талантливейшего среди соотечественников живописца» (так о нем отзывался Этьен Фальконе) посетители Русского музея могут увидеть в 9 зале постоянной экспозиции Михайловского дворца.
Источник:  Пресс-служба ГРМ
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~r2rLv


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента»
С 19.05.2022 19:10:00 по 04.10.2022 20:10:00 «Первые биографы Блока. Мария Бекетова» и «Первые биографы Блока. Корней Чуковский»
С 27.05.2022 22:50:00 по 23.10.2022 23:50:00 «Люблю тебя, Петра творенье…»
С 30.06.2022 11:20:00 по 23.10.2022 12:20:00 «Театр балета Эйфмана. Только любовь»
С 19.08.2022 09:10:00 по 10.10.2022 10:10:00 «Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII-XX веков»
С 25.08.2022 22:20:00 по 11.10.2022 23:20:00 «Краски города»
С 05.09.2022 07:50:00 по 01.10.2022 08:50:00 «Петербургские адреса не в Петербурге»