«Иоланта» на сцене Мюзик-холла

18 Мая 2016

«Иоланта» на сцене Мюзик-холла

31 мая на сцене Мюзик-холла труппа театра Оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории представит лирическую оперу П.И.Чайковского «Иоланта». Музыкальный руководитель постановки Сергей Федосеев, режиссер-постановщик Юлия Прохорова.

Последняя опера П.И.Чайковского «Иоланта» — одно из самых светлых и жизнеутверждающих его сочинений. В основу ее положена пьеса датского драматурга Г. Герца «Дочь короля Рене», с которой он познакомился в русском переводе за несколько лет до рождения оперного замысла. Поэтичная история слепой девушки, которой внезапно вспыхнувшая любовь к незнакомому рыцарю помогает выдержать мучительное лечение, чтобы видеть свет и краски мира, — глубоко тронула композитора. В 1888 году Чайковский увидел пьесу Герца на сцене московского Малого театра и укрепился в мысли о создании оперы на этот сюжет. Наконец, летом 1890 года последовал заказ от Мариинского театра на камерную оперу. Это и послужило поводом для того, чтобы Чайковский осуществил свой давний замысел в содружестве со своим братом, Модестом Чайковским, создавшим либретто.

Действие «Иоланты» происходит в XV веке, на юге Франции, в Провансе. Юная Иоланта, от рождения лишенная зрения, не подозревает о своем недостатке – придворные во главе с ее отцом, Королем Рене, создают у нее иллюзию темноты как естественной нормы и скрывают, что есть свет и красочный мир. Эту тайну открывает ей рыцарь Водемон, случайно попавший в королевский сад и встретивший там Иоланту. Иоланта, покоренная смелостью рыцаря, и Водемон, очарованный ее красотой, полюбили друг друга. Но на пути их счастью есть преграды – Иоланта обручена с другим. Водемону же грозит смерть за то, что открыл принцессе существование света, который она не может увидеть. Страстное желание спасти возлюбленного заставляет Иоланту прозреть.

В опере Чайковского многие исследователи находят отголоски увлечения композитором в этот период философией Спинозы, чтением его трудов, переписки. Концепция «Иоланты» - это прежде всего выражение нравственных и философских устремлений самого композитора, воплощением которых стал финальный хор, прославляющий мироздание, свет разума, нравственности и чистоты.

В театре консерватории первая постановка "Иоланты" осуществлена в 1941 году. Следующая постановка состоялась только в 1998 году. Спектакль задуман в духе оратории, чем объясняется и сдержанность сценического движения, и торжественность общей интонации, и особенности сценографии, созданной художником Олегом Головко.
Источник:  Пресс-служба
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~HT6A5


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник