Импровизация - это смелость - Информационный портал

Импровизация - это смелость

6 Мая 2022

Импровизация - это смелость

Четыре года назад, в апреле 2018 года, проект «Музыкальные вторники Юрия Касьяника» отметил 25-летие в Доме актера. Но юбилей – абсолютная условность: разве можно подвести какие-то итоги, если каждый вторник рождается новая музыка, ни один из вторников не похож на другой.

«Музыкальные вторники» – особенная глава истории неофициального искусства Ленинграда-Петербурга.

Композитор и музыкант Юрий Касьяник, безусловно звезда мирового авангарда, со времени выпуска в Нью-Йорке, в 1990 г., его первого компакт-диска "Red Canaries", равно далекая и от массовой культуры, и от элитарной. Всё его творчество – явление чрезвычайно интересное, ни на что не похожее.

Среди российских музыкантов Юрий Касьяник – один из самых необычных. Автор множества сочинений разных жанров, создатель собственного музыкального стиля, он хорошо известен в Европе и в Америке, а в родном Петербурге выступает редко и, большей частью, благотворительно.

Музыка Касьяника – всегда импровизация здесь и сейчас, которую часто нельзя уложить в рабочий график и в творческие планы. Она похожа на разговор, монолог, признание, может быть, исповедь – все, что не пишут заранее, но произносят на одном дыхании. Из таких спонтанных признаний получается настоящее искусство, которое не исчерпать формулой, как любовь – кто бы ни пытался подобрать к ней код, искра вспыхивает случайно и неожиданно.

Так что никаких итогов – это утомительно, как остановка на пути к мечте. Невероятно, но факт – за 25 лет Юрий Касьяник не отменил ни одного «вторника». Записи выложены в группе VK и для публики вполне доступны.

Единственный акустический сольный «Белый альбом» вышел в 2008 году. В студии Касьяника на Тележной улице собран богатый музыкальный архив, а также 29 томов «Вторничной книги» с записями гостей со всего мира, и по ним можно изучать определенный срез общества – типажи любителей авангарда.

– Мои вторники родились в Петербурге и для Петербурга, но проходили по всей Европе – в сорока главных городах десяти стран. У меня никогда рекламы не было, а в 90-е годы и социальных сетей не было, но приходили около полусотни человек в зависимости от количества мест, – добавил Юрий Касьяник.

Он признался, что друзья уговаривали его уехать, понимая, что в родном Петербурге ему трудно добиться признания. Но нет, и Юрия Касьяника, и его лучшего друга Сергея Курёхина, город все время звал обратно, не отпускал,

– Однажды Сергей Курёхин мне сказал, что его как-то не тянет за границу: «Я русский, и корни мои здесь, не оторваться». Я ему ответил, что чувствую то же самое. Так мы с ним договорились, что нашу землю мы не оставим. Когда Сережа оказался в больнице, я прервал мировое турне и примчался в Петербург. Я ни секунды не раздумывал, будучи во Флоренции (а концерты были запланированы аж в Южной Африке и Австралии!) – я всем разослал факсы и отменил все концерты. Я отменил мой первый в жизни мировой тур, и ни секунды не жалею, что это сделал, – рассказал Юрий Касьяник

На протяжении почти 30 лет каждый вторник ровно в 19.00 композитор проводит концерты. Только один раз – когда в Петербурге впервые выступал Жорди Саваль – он перенёс концерт на 22.00 (и слушатели дождались!). Афиши и программки к своим «Вторникам» Юрий Касьяник делает редко, считая, что критерий импровизации – смелость, мастерство и, главное, непредсказуемость.

В пандемию Юрий Касьяник проводил свои «Вторники» онлайн, и не раз в неделю, а гораздо чаще, иногда и ежедневно. Как это иногда бывает, в сложные времена искусство укрепляет силу духа – пусть на уровне своего личного мира. В 2020-21 году появилось много нового и смелого – как обычно, ни на что не похожего.

Мы должны были поговорить про это новое, написанное в период изоляции и позже, в постковидные времена. Но разговор получился, как и музыка Юрия Касьяника, похожим на монолог – воспоминание о будущем. И в этом моноспектакле вновь встретились Курёхин, Каравайчук и Касьяник, звучали симфонии Бетховена и какие-то странные стихи, написанные экспромтом. Музыка Юрия Касьяника обладает свойством создавать своё особое пространство.

Главный проект 2020 года – «Бетховен 250» возник спонтанно и стал способом преодолеть личную боль. О том, что он пережил с 2019 года, Юрий Касьяник рассказал в своей группе в VK: бывают моменты, когда такое признание важно для понимания твоего творчества – или поступка.

– У меня тогда начались трудные времена, тяжело заболела моя старшая сестра Инна Касьяник, в прошлом известный микробиолог, защитница Байкала. Я нашел в себе силы, спасаясь, окунуться в музыку Бетховена – весь мир справлял его юбилей. В течение 16 дней я проводил онлайн-концерты, изредка заходили друзья. Я читал отрывки из биографических текстов о Бетховене, романа «Жан-Кристоф» Ромена Роллана, Импровизировал на фортепиано и включал записи аргентинского пианиста Клаудио Аррау, который был одним из самых проникновенных интерпретаторов Бетховена. Я импровизировал вместе с этой музыкой, включая запись в восьмикратном ускорении, появлялся писк, очень похожий на писк звезд в космосе, – рассказал Юрий Касьяник

После каждой музыкальной импровизации Юрий Касьяник сочинял поэтический экспромт. Получилась поэма в 16 стихов. Всего – 250 строк, 250 минут музыки, 250 лет Бетховену. По словам автора, такое совпадение – случайность, точнее, спонтанное явление. Потому что импровизацию нельзя предугадать заранее.

Ещё один композитор, повлиявший на творчество Касьяника, – Александр Скрябин. В честь 150-летия композитора, который до сих пор недооценён именно как новатор своего, впрочем, и нашего времени…
– Два триптиха, посвященных Александру Скрябину, я назвал «Два Рождества». Ведь Скрябин родился в Рождество 25 декабря 1871 года, а по новому стилю – 6 января 1872 года. И вот я импровизировал в эти два Рождества, и в каждое из них у меня родилось по три симфонии.

В этот же период появились еще одно памятное сочинение – после смерти джазового музыканта Чика Кориа, петербургский композитор и мультиинструменталист Юрий Касьяник четыре вторника импровизировал в память о своем выдающемся американском друге. На стенах студии на Тележной можно увидеть совместные фотографии Касьяника и Кориа. Жизнь удивительно синхронна и полна совпадений. Касьяник, Каравайчук, Курёхин и Кориа… В музыкальной энциклопедии их имена будут идти друг за другом.

– Я счастлив, что в моей жизни были выдающиеся музыканты, которые искренне говорили о том, что они чувствуют, слушая мою музыку. Это и великий Николас Слонимский, с которым я познакомился в Лос-Анджелесе и пробыл в его доме целый день. Ему было 96 лет, но он прослушал много моей музыки. Он первым выпустил энциклопедический музыкальный словарь, который постоянно редактировал. И на букву «К» он включил мое имя. Какое это счастье, что человек, который встречался с Рахманиновым, со Скрябиным и Стравинским, Кейджем и Заппой, так высоко меня оценил! И еще известные были люди: Софья Хентова, Наталья Еремина, Лев Раабен, Владимир Фрумкин – музыковеды, которые увидели что-то важное в том, что я делаю. Мне бы очень хотелось, чтобы в моей музыке молодые музыканты нашли стимул для творчества, для смелых экспериментов.

Я долго уговаривала его хотя бы примерно рассказать о планах. Он отвечал, что его импровизации – от первого до последнего звука – всегда абсолютно спонтанны и непредсказуемы, как само вдохновение. И всё-таки, Юрий кое-что рассказал о своих планах, точнее о надеждах.

– Минувшей осенью я продолжил свой глобальный проект «Китай», задуманный и начатый мною в 2013 году, когда я сочинил музыку к двум великим книгам: «И Цзин» и «Дао Дэ Цзин». И в сентябре у меня родилась третья часть – «Конфуций» (шесть кунцзыфоний). А в этом году, кроме двух десятков симфоний-посвящений и размышлений о бренности и бессмертии, я решил продолжить мой стим-проект «КИНЬЯР 2», начатый в 2018 году, и к лету закончить его I часть: «КАРУС или тот, кто дорог своим друзьям». Надеюсь, что когда-нибудь, по цветаевской формуле, и моей музыке «настанет свой черёд», и на неё обратят внимание люди, которым она будет нужна, которым она поможет тоньше и глубже понять себя, время и космос.

Есть среди многочисленных новых симфоний Юрия Касьяника одна особенно проникновенно-разнообразная, она называется «Люби этот мир». Что это – призыв или просьба? Наверное, и то, и другое.

Полина Виноградова

P.S. 24 апреля 2022 г., на Пасху, на 86-м году жизни, после тяжёлой и продолжительной болезни скончалась Инна Михайловна Касьяник – сестра Юрия Михайловича Касьяника.

Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~mZJXz


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник