Фортепианный концерт «Воскресение» Кшиштофа Пендерецкого - Информационный портал

Фортепианный концерт «Воскресение» Кшиштофа Пендерецкого

Фото: Владимир Постнов

Фото: Владимир Постнов

2 Апреля 2021

Фортепианный концерт «Воскресение» Кшиштофа Пендерецкого

6 апреля в Большом зале Петербургской филармонии Академический симфонический оркестр под управлением Владимира Альтшулера исполнит Концерт для фортепиано с оркестром «Воскресение» Кшиштофа Пендерецкого, солистом выступит молодой российский пианист Филипп Копачевский. Также в этот вечер прозвучит Пятая симфония Чайковского. Филармония посвящает концерт памяти Кшиштофа Пендерецкого, одного из крупнейших современных композиторов, ушедшего из жизни год назад: его музыка составляет неотъемлемую часть филармонической афиши, сам музыкант неоднократно дирижировал в Большом зале, в том числе в последний раз – концертом из собственных сочинений, посвященным его 80-летию (2013).

«Я начал писать Концерт в июне (2001 года) и через несколько месяцев наполовину закончил его; получалось что-то вроде каприччио. Но после трагедии 11 сентября концепция полностью изменилась, – приводит слова композитора буклет фестиваля «Варшавская осень» (2002), – Я решил написать более мрачное и серьезное произведение. Я изъял часть материала, вернулся к определенному моменту в структуре Концерта и добавил в нее хорал». Также композитор добавил в партитуру звучание церковных колоколов, которое воспроизводится в записи.
«Название “Воскресение” следует понимать в широком, символическом смысле. Оно связано с хоралом, который венчает произведение, и становится символом победы жизни над смертью, символом веры, приносящей утешение. Я сочинил этот хорал сразу же после трагедии в Нью-Йорке. С одной стороны, это был естественный для меня человеческий поступок, с другой – жест протеста против жестокости», – цитирует композитора сайт Schott Music Corporation.
Мировая премьера Концерта состоялась 9 мая 2002 года в нью-йоркском Карнеги-холле, вскоре концерт прозвучал на фестивале «Варшавская осень» и вызвал волну критики.
«Тем не менее, наряду с замечаниями о сходстве с музыкой Бетховена, Шопена, Шумана, Листа, Брукнера, Брамса, Чайковского, Грига, Падеревского, Малера, Рахманинова, Равеля, Бартока, Энеску, Прокофьева и Шостаковича, Концерт, несмотря на свою эклектичность, встретил не только “бичевание”, но и признание, – говорится на сайте проекта польского Национального аудиовизуального института, посвященного трем крупнейшим польским композиторам, – После премьеры в Карнеги-холле Концерт исполнялся множество раз. Количество пианистов, включивших это произведение в свой репертуар, уже превышает десяток».
Вторая редакция Концерта прозвучала под управлением автора и Симфонического оркестра Цинциннати в 2007 году, солистом выступил известный британский пианист Барри Дуглас.
Вскоре после концерта в Петербурге Владимир Альтшулер вновь продирижирует Фортепианным концертом Пендерецкого на концерте-открытии X Международного фестиваля современной музыки имени Софии Губайдулиной Concordia в Казани. Сочинение прозвучит в исполнении Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан и Филиппа Копачевского; также в программу войдут Симфония № 23 Слонимского и Сюита из музыки к кинофильму «Судьба человека» Баснера.
Источник:  пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~1u3Wg


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник