"Если бы знать..."

22 Октября 2018

"Если бы знать..."

9, 10 ноября в Театре им.В.Ф.Комиссаржевской представят премьеру спектакля «Если бы знать…» по пьесе Э.-Э.Шмитта «Если начать сначала».

Премьера приурочена к 55-летию творческой деятельности народной артистки России Тамары Абросимовой.

Народная артистка России Тамара Михайловна Абросимова окончила Школу-студию МХАТ, где училась у знаменитых педагогов. В Театр им.В.Ф.Комиссаржевской актриса пришла сразу после окончания учебы в 1963 году и осталась здесь навсегда. Вот уже 55 лет Тамара Михайловна служит родному театру – срок воистину удивительный и самый продолжительный в труппе Комиссаржевки. Но назвать ее старейшиной ни у кого не возникнет соблазна, потому что Тамара Абросимова – молодая, прекрасная, невероятно талантливая, тонкая, интеллигентная, великолепно образованная и увлекающаяся. Она преподает театральное мастерство студентам Консерватории, постоянно путешествует по миру, имеет множество друзей среди людей самого разного поколения, много читает, в том числе и современную драматургию. Про таких говорят - «быстра на подъем».

Масштаб дарования актрисы ярко проявился в период, когда театром руководил легендарный режиссер Рубен Агамирзян. Ее роли в спектаклях «Насмешливое мое счастье» (Мария Павловна), «Если бы небо было зеркалом» (Хатиа), «Театральная комедия» (Лиза), «Продавец дождя» (Лиззи), «Царь Федор Иоаннович» (Ирина), «Пять вечеров» (Тамара) вспоминают до сих пор. В 1980 году Тамара Абросимова снялась в картине «Я – актриса», где сыграла мать Веры Федоровны Комиссаржевской. Сегодня Тамару Абросимову можно увидеть в спектаклях родного театра: «…о жизни, смерти и любви», «Страсти по дивану» и теперь – в спектакле «Если бы знать…».

Э.-Э. Шмитт: «Я написал эту пьесу, потому что все время задаю себе один и тот же вопрос. Мне все время хочется вернуться в прошлое – ни для того, чтобы изменить свою жизнь, а чтобы спросить себя: а сделал бы я сейчас такой выбор? Я много вижу постановок по всему миру – в том числе по моим пьесам, но очень редко можно встретить такую целостную гармонию: В Германии играют умом и телом, но не сердцем; во Франции играют умом и сердцем, но без тела; а в России – всем сразу – и это прекрасно! Когда я нахожусь в Петербурге, я не могу точно сказать, где я: в Европе, в России? – я в Петербурге: это какая-то отдельная страна…

«Всё течёт, всё изменяется. И никто не был дважды в одной реке. Ибо через миг и река была не та, и сам он уже не тот», - написал философ Гераклит. А вдруг в жизни все поправимо, и ошибки молодости можно исправить, как в школьном диктанте, переписав его набело?

Новая пьеса Э.-Э. Шмитта, премьера которой с успехом прошла в 2014 году в парижском Театре комедии на Елисейских Полях, увлекла и Петербург. Творческая команда Театра им. В.Ф Комиссаржевской - это режиссер Олег Куликов, художник Елена Орлова, артисты Тамара Абросимова, Инна Анциферова, Екатерина Панасюк, Екатерина Карманова Евгений Иванов, Илья Антонов, Евгений Чмеренко.

Идея параллельных миров - «альтернативная» история – излюбленный прием писателей, позволяющий объяснить путешествие во времени, называемое иногда «парадоксом убитого дедушки».

По дороге в Стокгольм для получения Нобелевской премии известный ученый Александр Суше заезжает в особняк своего детства. Александру предстоит вступить в диалог с самим собой и оказаться на развилке судьбы в «самый страшный день своей жизни»…

Эрик-Эмманюэль Шмитт родился в 1960 году, в детстве с большим увлечением занимался музыкой, намеревался стать композитором, но оставил эту затею, поступив в колледж, где поощряли его литературный талант. Тем не менее, параллельно с занятиями в колледже, он продолжал посещать уроки музыки при Лионской Консерватории. Окончил факультет философии в одном из самых престижных высших учебных заведений Франции, защитил докторскую диссертацию «Дидро и метафизика» и в течение нескольких лет преподавал философию в лицее Шербура и университете Шамбери.

Первые же его пьесы стали открытием: «Ночь в Валони» — современные вариации о судьбе Дон Жуана, и «Посетитель», действие которой происходит в кабинете Зигмунда Фрейда во время Второй мировой войны и представляет беседу Фрейда с неизвестным. Успех пьесы «Посетитель» был отмечен тремя премиями «Мольер и стал решающим событием в карьере Шмитта.

В дальнейшем Э.-Э.Шмитт пробует себя в жанре романа, пишет либретто к операм и сценарии к фильмам, эссе, повести и новеллы. Спектакли по его произведениям не сходят со сцен многих театров всего мира.

Э.-Э.Шмитт – лауреат самых престижных литературных и театральных премий (премии Академии Бальзака, театральной премии Французской Академии, премии «Мольер» и пр.).
Тема возврата в прошлое давно волнует известного писателя. В 2001 году он пишет роман «Другая судьба», который вызвал бурную критику. В нём описываются два параллельных мира: в одном из них Адольф Гитлер успешно сдаёт вступительные экзамены в Венскую академию изобразительных искусств в 1908 году и не становится диктатором, а в другой Шмитт описывает реальное историческое развитие событий.

Творчество Эрика-Эмманюэля Шмитта оказалось очень близким петербуржцам. Почти в каждом театре идут его пьесы. По роману «Оскар и Розовая Дама» (из «Цикла незримого») был поставлен легендарный спектакль с Алисой Фрейндлих, который помнят многие театралы.

В 2014 году автор произведений «Оскар и Розовая дама», «Ибрагим и цветы Корана», «Евангелие от Пилата», «Женщина в зеркале», «Кики ван Бетховен», сборника новелл «Одетта Тульмонд», «Мечтательница из Остенде», «Концерт «Памяти ангела», «Два господина из Брюсселя», пьес «Загадочные вариации», «Распутник», «Фредерик, или Бульвар преступлений» и многих-многих других приезжал в Санкт-Петербург на фестиваль «Эрик-Эмманюэль Шмитт в Санкт-Петербурге», организованный Молодёжным театром на Фонтанке.

Здесь были творческие встречи с читателями, показ спектаклей по произведениям автора («Четыре танго о любви» и эскиз к спектаклю «Если начать сначала» Молодежного театра на Фонтанке, последний показ спектакля «Фредерик, или Бульвар преступлений» театра Ленсовета, спектакль «Libertin» (Распутник) Московского театра на Малой Бронной), показ кинофильма «Оскар и Розовая дама» в режиссуре самого Эрика-Эмманюэля Шмитта.
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~JiSS0


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник