Елена Гилельс - Информационный портал

Елена Гилельс

Фото из архива семьи Гилельс

Фото из архива семьи Гилельс

23 Апреля 2021

Елена Гилельс

(5.09.1948 г. – 17.06.1996 г.)

Так исторически сложилось в нашей стране, что у нынешних поклонников исполнительского искусства на слуху лишь несколько имен из прошлого. Одна из причин – затрудненный некогда для большинства музыкантов доступ к средствам массовой информации: радио и телевидению, отсутствие возможности записывать пластинки. При этом они могли активно концертировать, иметь признание, любовь слушателей, публику, не пропускавшую их концерты в Москве, других городах СССР и за рубежом...
Нам известны только четыре прижизненных отечественных диска Елены Гилельс, выпущенных фирмой «Мелодия». Три из них – неоднократно переиздававшиеся, с ее отцом Эмилем Гилельсом. В том числе запись концерта для двух фортепиано с оркестром № 27 Моцарта с Венским филармоническим оркестром под управлением Карла Бёма, входящая в число лучших, зафиксированных грамзаписью, моцартовских исполнений, по версии журнала Gramophone, выдержавшая двадцать семь переизданий как на «Deutsche Grammophon», так и на «Мелодии». Эмиль и Елена Гилельс, что называется, дышали в унисон, понимали друг друга на всех человеческих и музыкантских уровнях.
Только один диск, выпущенный «Мелодией», «Елена Гилельс играет Шумана», – сольный, но и он существует как в отечественном, так и в экспортном варианте. На самом деле, записей Елены Гилельс было сделано больше. К сожалению, своевременно не изданные, многие из них утрачены и пока не обретены вновь. Так, в 1970 году Ленинградским ТВ была осуществлена запись Концертного рондо для фортепиано с оркестром Моцарта в исполнении Елены Гилельс и Ленинградского камерного оркестра под управлением Лазаря Гозмана.
О реакции публики и оценке критиков можно судить по рецензиям газет и журналов. Приведем выдержки из прессы, нашей и зарубежной.
«Отличная техника, четкий ритм, объемное музыкальное мышление – сильная воля исполнителя».
«Вечерняя Москва».
«Заслуженный представитель фортепианной школы своей страны. Владея блестящей техникой, Елена Гилельс обладает отличной инстинктивной способностью раскрывать сущность произведения во всей его полноте».
«Gazzetta del mezzogiorno», Италия.
«То, что Елена Гилельс – пианистка, которую невозможно измерить по обычному масштабу, стало очевидно в тот вечер, когда главной особенностью выступления было не столько ее техническое мастерство, сколько понимание поэзии произведения, почти неподражаемое. Громкие и продолжительные аплодисменты, последовавшие за ее выступлением, свидетельствовали о том, что аудитория оценила ее игру, достойную игры своего отца».
«Nehe Rhein Zeitung», ФРГ.
Пианист Вадим Сахаров, неоднократно бывавший на концертах Эмиля и Елены Гилельс, делится впечатлениями об исполнении в Малом зале Консерватории Шуберта в четыре руки: «Елена – это был Эмиль Григорьевич, так же как и в двойном концерте Моцарта – не различишь».
Елена Гилельс не была лишь дочкой, следовавшей за отцом и игравшей только с ним в паре. По географии сольных концертов пианистки видно, что ее выступлений ждали в десятках стран: в США и Новой Зеландии, по всей Европе, в Японии, и, конечно, в нашей стране.
«Моцарта так играл бы сам Моцарт», – говорил Нино Рота, не пропускавший выступлений Елены Гилельс в Италии.
Судьба Елены Эмильевны не была легкой, как может представляться со стороны. Колоссальная ответственность, ложившаяся на носителя такой фамилии, всегда сознавалась пианисткой и дочерью: Елена в полной мере понимала и как профессионал, и на генетическом уровне, масштаб Эмиля Гилельса, музыканта и человека. На любой их совместной фотографии видна невыразимая нежность во взгляде отца, но не было ничего ответственней выступлений перед публикой, и великий музыкант был уверен в высоком качестве игры своей дочери и партнера.
Эмиль Гилельс ушел из жизни в 1985 году, накануне начавшихся в стране перемен. Тяжесть утраты не была облегчена в те непростые дни заботой государства: декларировалась оплата надгробия из госбюджета, однако делалось все за счет семьи – и памятник, и мемориальная доска, от проекта до исполнения. Деньги зарабатывались нелегким трудом дочери-пианистки – поездками с концертами на Север и Дальний Восток, длительные и непростые в тех условиях путешествия, когда дома оставался малолетний сын.
Елену Гилельс очень любили слушатели. Ее приглашали, ждали и сердечно принимали. И у нас, и в Европе – она везде была желанным и востребованным музыкантом. В 1992 году в Бельгии был записан диск Елены Гилельс с японской скрипачкой Кунико Нагата.
Изжить горе потери любимого отца Елене Эмильевне не удалось. Ушла из жизни Елена Гилельс невероятно рано, через десять лет после Эмиля Григорьевича, когда ей было всего 47 лет...
Кроме пластинок, остались любительские записи, сделанные из зала на обычный кассетный магнитофон. Технически они несовершенны, мы слышим фоновый шум, считается, что их не перенесешь на CD. И, все-таки, невозможно не наслаждаться естественным, как дыхание, пианизмом и осязаемо духовным исполнением музыки.
Ганс Генрих Эггебрехт писал, что «понимание музыки – абсолютно невербализуемое, насквозь чувственное понимание. Оно осуществляется как игра, определяющая смысл, исходя из правил самой игры. <...> Слушатель соиграет играемому и становится идентичным слушаемому; в музыке и в слушателе происходит одно и то же: самоопределение чувственного смысла».
Прошли годы. Искусство Елены Гилельс доступно нам в небольшом количестве записей. Но чувствуя то, что она транслировала своей игрой, необычайно тонкой и глубокой, мы погружаем собственную душу в Музыку, как во всеобъемлющую стихию, открываем в себе до того неведомый потенциал восприятия.

Мария Ярыгина
Музыкальное зазеркалье, 2020
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~FLauZ


Газета &laquo;Санкт-Петербургский вестник высшей школы&raquo;

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник