Дни Александринского театра в Москве - Информационный портал

Дни Александринского театра в Москве

21 Января 2023

Дни Александринского театра в Москве

Дни Александринского театра в Москве пройдут с 1 по 8 апреля 2023 года. Спектакли Основной и Новой сцен Национального драматического театра России (Александринского театра) зрители увидят на Основной сцене МХТ им. А.П. Чехова. Наряду с показами спектаклей в программу Дней Александринского театра включены образовательные программы, творческие встречи, мастер-классы, мероприятия, направленные как на популяризацию театрального искусства, так и на повышение творческой квалификации профессиональных кадров. Первым событием Дней Александринского театра в Москве 1 апреля 2023 года станет Открытая репетиция премьерного спектакля Николая Рощина «Отелло» в МХТ им. А.П. Чехова, адресованная студентам театральных ВУЗов.

«В этом году мы проводим Дни Александринского театра в Москве в два этапа. В апреле зрители на сцене МХТ им. А.П. Чехова впервые увидят наши новые спектакли, трех очень разных и по творческому опыту и по авторскому почерку режиссеров. Но все их роднит неожиданный, в чем-то парадоксальный взгляд на классические литературные сюжеты. Речь тут не просто, как это принято говорить, о смелом, современном прочтении. Николай Рощин, Аттила Виднянский, Никита Кобелев обращаясь к большой литературе, абсолютно разными средствами, но утверждают на сцене первенство своего, именно, театрального взгляда и театрального языка.
В июне на сцене Большого театра России мы покажем наш действительно масштабный проект «Один восемь восемь один», обращенный к событиям всего одного года, ставшего переломным для российской истории. Этот спектакль поставил я, в содружестве с художником Алексеем Трегубовым и композитором Вячеславом Бутусовым. Это второй, после гастролей здесь в 2017 году спектакля «Маскарад. Воспоминания будущего», опыт работы Александринского театра в Большом театре.
Гастроли в Москве – это всегда важный художественный экзамен, составившие афишу спектакли очертят живой портрет Александринского театра сегодня. Как всегда, мы проведем творческие встречи и образовательные программы, как для профессионалов, так и для любителей театрального искусства. Важной темой этой части гастролей, безусловно, станут события, которые мы посвятим присвоению Новой сцене Александринского театра имени Всеволода Мейерхольда», – подчеркнул художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.

«Дни Александринского театра в России и в государствах-партнерах – это большой многосоставной проект. 2023-й год мы открыли в Баня-Луке, проведя в рамках договоренностей с Президентом Республики Сербской Милорадом Додиком гастроли и совместную с Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства выставку. В апреле, завершив показы в Москве, мы даем старт Дням Александринского театра в Петрозаводске. После июньских показов главной премьеры сезона «Один восемь восемь один» Валерия Фокина в Москве, мы проводим Дни в Улан-Удэ – в год 100-летия Республики Бурятия. Осенью мы планируем Дни Александринского театра в Ереване, Белграде и гастроли в Екатеринбурге. Творческую географию мы совмещаем с реализацией Всероссийского просветительского проекта «Национальная театральная школа». Образовательные резиденции в регионах страны и в Армении и Республике Сербской также легли в наши планы на 2023 год», – отметил директор Александринского театра, лидер проекта «Национальная театральная школа» Сергей Емельянов.

В программе Дней Александринского театра на Основной сцене МХТ им. А.П. Чехова впервые в Москве будут показаны спектакли «Отелло» Николая Рощина, «Процесс» Аттилы Виднянского, «Тварь» Никиты Кобелева.

2 апреля на Основной сцене МХТ им. А.П. Чехова зрители увидят спектакль Николая Рощина «Отелло». Сценарий Николая Рощина и Михаила Смирнова по одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Главный режиссер Александринского театра Николай Рощин в своём спектакле, сохраняя сюжет одной из самых известных пьес мирового репертуара, значительно её переписывает. Основой этого спектакля оказывается не незыблемый литературный памятник, но шекспировская история, прочитанная человеком XXI века и рассказанная языком современного театра.
Подчёркнуто театральные, игровые, часто на грани гротеска формы театрального языка в сочетании с эмоционально точным чувством нерва времени стали отличительными чертами спектаклей Николая Рощина последних лет, созданных по пьесам классического репертуара на сцене Александринского театра.
Современное звучание классики в этих спектаклях рождается из поиска чистоты восприятия текста, из освобождения хрестоматийных произведений от последующих наслоений привычных трактовок. Сценическая традиция здесь способна умножать смыслы, но никак не ограничивает их кругом памяти легендарных постановок прошлых лет.
К наследию Уильяма Шекспира режиссёр обращается впервые. Сюжет «Отелло» разворачивается на фоне венецианско-турецкой войны конца XVI века. В спектакле Николая Рощина каждый из главных героев истории получает право представить свою правду. В спектакле прозвучат версия самого Отелло, версия Яго, версия Дездемоны …
В спектакле участвуют: Cергей Мардарь (Отелло), Мария Лопатина (Дездемона), Иван Волков (Яго), Тихон Жизневский (Кассио), заслуженная артистка России Елена Немзер (Шут) и другие артисты.
Премьера спектакля состоялась 24 декабря 2022 г. 18+

5 апреля на Основной сцене МХТ им. А.П. Чехова будет показан спектакль Аттилы Виднянского «Процесс» по одноименному роману Франца Кафки, перевод — Рита Райт-Ковалёва. Сценография и костюмы — Мария Трегубова при участии Алексея Трегубова.
«Процесс» — второй спектакль, поставленный в Александринском театре одним из лидеров современной европейской сцены, художественным руководителем Венгерского Национального театра (Nemzeti Szinház, Будапешт) Аттилой Виднянским. Первым был спектакль по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (2016 г.). Роль Йозефа К. в спектакле «Процесс» играет Иван Трус. В спектакле также участвуют: народный артист России Игорь Волков, заслуженная артистка России Елена Немзер, артисты: Сергей Мардарь, Олеся Соколова, Виктор Шуралёв, Валентин Захаров и другие.
«В российской традиции мир Франца Кафки – монотонный, черно-серый мир безысходности более абсурдной, нежели фантастической. Аттила Виднянский поставил в Петербурге спектакль визуально яркий, многоцветный. <…> Мир, в котором оказывается Йозеф К., в лучшем случае эксцентричен, но эта эксцентрика готова взорваться фантасмагорией. Не судебное обвинение, а ирреальный мир надвигается здесь на человека» — написала «Российская газета».
Премьера спектакля состоялась 3 декабря 2021 г. 18+

7, 8 апреля Дни Александринского театра на Основной сцене МХТ им. А.П. Чехова завершает спектакль Никиты Кобелева «Тварь». Это дебют молодого режиссера, хорошо знакомого московскому зрителю по работам в Театре Маяковского, на Александринской сцене с постановкой по пьесе Валерия Семеновского, в основе которой роман Фёдора Соллогуба «Мелкий бес».
Сценографически стильный, черно-белый спектакль — а художник «Твари» Михаил Краменко, известный израильский мастер, многократно отмеченный профессиональными премиями и призами — держится на сыгранном актерском ансамбле. В роли Передонова, персонажа зловещего и являющего собой гротесково-карикатурную помесь десятка героев большой русской литературы, выступает Иван Ефремов. Запоминающиеся женские образы создают Янина Лакоба (Варвара), Ольга Белинская (Преполовенская), Анастасия Пантелеева (Людмила Рутилова).
Передонов тщится выйти за границы, одержимый дурным и болезненным тщеславием, он бесконечно цитирует классиков, прикрывая ими свои неблаговидные поступки и намерения. История, начинающаяся с навета, домысла, почти клеветы, заканчивается умопомешательством и убийством. Режиссер далек от морализаторства и не дает оценок, скорее приглашает зрителей к размышлению и диалогу с текстом и смыслами.
Спектакль — лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший спектакль. Малая форма» (2022 г.).
Премьера спектакля состоялась 15 января 2022 г. 18+

В июне 2023 года Дни Александринского театра в Москве продолжит показ спектакля Валерия Фокина «Один восемь восемь один» на сцене Большого театра России.   
Источник:  Оксана Токранова
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~5SHI2


Газета &laquo;Санкт-Петербургский вестник высшей школы&raquo;

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник