Что покажет Международная театральная олимпиада 2019 в сентябре?

Фото: theatreolympics2019.com

Фото: theatreolympics2019.com

5 Сентября 2019

Что покажет Международная театральная олимпиада 2019 в сентябре?

В сентябре Петербург увидит спектакли сразу нескольких мэтров европейского театра, в том числе одного из великих реформаторов польской сцены Кристиана Люпы и украинского театрального режиссера Андрия Жолдака. Жителей и гостей города ждет премьера от театральной компании Rimini Protokoll – променад-спектакль «Утополис Петербург». Во второй половине месяца президент Международного комитета Театральной олимпиады Теодорос Терзопулос представит свою сценическую трилогию, в основе которой лежит тема конфликта как мифического источника творения и времени. Петербуржцев ожидает обширная театральная программа, в которую вошли постановки театров Восточной Европы, Бельгии, Италии и Франции.

«Процесс». Спектакль всемирно известного польского режиссера Кристиана Люпы по роману Франца Кафки.

Программа Международного комитета Театральной олимпиады

Новый театр, Варшава, Польша; режиссер: Кристиан Люпа

6 и 7 сентября, Основная сцена Александринского театра

В спектакле Кристиана Люпы главный герой философского романа Франца Кафки («Процесс» создавался в 1914–1915 годах, но не был окончен, опубликован уже после смерти автора в 1925 году) Йозеф К превращается в Франца К, наделенного чертами литературного героя и его автора и ведет диалог со своим отражением – вторым Францем К. 

История завязывается в сознании героя. Незаконченная, разомкнутая структура романа тем более дает возможность спектаклю прирастать новыми смыслами. На сцене Нового театра «Процесс» наполняется сегодняшним страхом.

«Кто-то, по-видимому, оклеветал Йозефа К., потому что, не сделав ничего дурного, он попал под арест».

Так начинается один из наиболее загадочных и провокационных романов в мировой литературе. Пробираясь через чащу безжалостных фраз, мы все глубже погружаемся во тьму. Нам не узнать, почему главного героя арестовали, в чем его обвинили. Но также мы не сможем убедиться и в его невиновности. Он не знает этого и сам. Все меньше и меньше понимая суть происходящего, он, тем не менее, предпринимает отчаянную попытку взять реванш в неравной борьбе с Неизвестным. Но как понять или принять стратегию этой борьбы, если конфронтация сторон расшатывает законы логики и реальности?

«Мать». Вторая часть «Семейной трилогии» в постановке хореографа Габриэлы Карризо.

Программа Международного комитета Театральной олимпиады

Театральная компания Peeping Tom, Брюссель, Бельгия; режиссер: Габриэла Карризо

6, 7 и 8 сентября, Новая сцена Александринского театра

«Мать» – остроумный и тревожащий спектакль, передающий восхищение грандиозностью мироздания и удивление нашим попыткам приспособить его к своим представлениям о мире.

Габриэла Карризо задумывала эту работу как посвящение своей ушедшей матери. В ходе создания центральными стали фигуры памяти и матери, к этой теме Peeping Tom обращается с тем же нежным и, одновременно, саркастичным чувством, которое характеризует все их работы.

Спектакль переносит зрителей в ряд, казалось бы, знакомых мест: родильное отделение, похоронное бюро, студию звукозаписи, музей – туда, где тесно переплетаются общественное и личное; где прошлое, настоящее и будущее «отчаянно пытаются удержать циклическое время архетипической фигуры матери». Хореограф Габриэла Карризо представляет тело как хранилище, в котором множество осознанных и бессознательных воспоминаний сталкиваются и в своем слиянии определяют, кто же мы есть.

«Мать» – вторая часть Семейной трилогии театра Peeping Tom, начатой в 2014 году спектаклем «Отец», впереди – «Дети».

Экспериментальный язык Peeping Tom наряду с хореографией выводит в этом спектакле на первый план звук. Команда спектакля исследует, как звуки вызывают в нашей памяти образы и ассоциации. Звуки неразрывно связаны с героями и их эмоциями, танцем и объектами, звуки создают аудио-сценографию хореографических картин.

Peeping Tom давно и успешно работает с актерами массовых сцен. В спектакле «Мать» участники «массовки» представляют внешний мир, который противопоставляется внутреннему миру героев. Они – посетители музея, свидетели похорон. Актеров массовых сцен Peeping Tom всегда набирает в каждом новом городе, где идет спектакль. Это часть концепции, так подчеркивается гиперреалистичность происходящего, возникает спонтанность во взаимодействии с исполнителями, формируется связь между театральной компанией Peeping Tom и местными зрителями.

Мировая премьера в сентябре 2016 года состоялась в Theater im Pfalzbau (Людвигсхафен, Германия).

Премьера в Бельгии прошла на сцене KVS – Фламандского королевского театра в Брюсселе, 10 ноября 2016 года.

«Утополис Петербург». Масштабный променад-спектакль, исследующий городскую среду и природу происходящих в ней явлений.

Программа Международного комитета Театральной олимпиады

Rimini Protokoll (Берлин, Германия) и Манчестерский международный фестиваль

7, 8, 14 и 15 сентября

«Утополис Петербург» – спектакль, исследующий городскую среду и природу происходящих в ней явлений. Это самый масштабный из проектов Rimini Protokoll, предполагающий участие 300 зрителей, распределенных по 52 городским локациям. 

«Утополис Петербург» опирается на звуковую партитуру и визуальные маркеры мегаполиса, чтобы показать его с непривычной стороны и изучить, каким образом в нем формируется повседневная жизнь.

Собравшись небольшими группами в определенных точках, участники спектакля пройдут по маршруту, в ходе которого узнают, как отдельно взятые люди, места и голоса формируются в микросообщества, а затем – и в общество и из чего складывается демократический процесс управления этим обществом. 

Когда толпа достигает критической массы, возникает вопрос: может ли группа случайно собравшихся вместе людей объединиться для создания утопического государства? И как долго может увеличиваться такая система, прежде чем развалиться.

Возможно ли создание идеального мира, в котором каждый доволен местом, отведенным ему социумом? Что такое общественная справедливость и существует ли она? И насколько стабильным может быть общество, где каждый исполняет роль, которую он не выбирал? 

Ответы на часто задаваемые вопросы об организации маршрута находятся здесь. 
Ознакомиться с правилами проведения нужно здесь.

Копродукция Манчестерского международного фестиваля, Театральной Олимпиады 2019, Schauspiel Köln и Coventry UK City of Culture 2021. Спектакль создан Манчестерским международным фестивалем.

Спектакль проходит при поддержке Гёте-Института и Министерства иностранных дел Германии.

«Росмерсхольм». Спектакль Андрия Жолдака по пьесе Генрика Ибсена.

Программа Международного комитета Театральной олимпиады

Венгерский театр Клужа, Румыния; режиссер: Андрий Жолдак

13 и 14 сентября, Новая сцена Александринского театра 

В спектакле Андрия Жолдака пьеса великого норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828 – 1906) превратилась в поток экстатической энергии. Все явные и подавленные желания, поступки и мысли обителей дома Росмерсхольма из драмы общественных взглядов ушли в иное, иррациональное и пугающее измерение. Близкое дыхание потусторонних сил, нарастающая до пределов ужаса тревога и кинематографическая красота раскрывают смыслы пьесы Ибсена с яростной страстью и очень по-новому. 

«Пульсирующее напряжение между ортодоксальной верой, сюрреалистическими призраками из прошлого и напряженной жизнью страстей обеспечивает саспенс спектакля. Принципиально декларативный характер конфликта пьесы, написанной Ибсеном в 1880-х (позади – «Бранд», «Кукольный дом» и «Пер Гюнт») и имеющей глубокие основания в политическом и общественном укладе тогдашнего норвежского общества, обретает новую актуальность. Она — в исступленной, выраженной через беспрестанную беготню, удары о дверь и прыжки главной героини, – борьбе за свободу подавленных желаний», – пишет театральный критик Кристина Матвиенко.

Спектакль удостоен Премии Национального театрального фестиваля (NTF, Печ, Венгрия, 2018): «Лучший спектакль», Эва Имре – «Лучшая актриса», Андрий Жолдак, Даниэль Жолдак – «Лучшее оформление сцены».

«Alarme». Первая часть cценической трилогии Теодороса Терзопулоса.

Программа Международного комитета Театральной олимпиады

Театр Аттис, Афины, Греция; режиссер: Теодорос Терзопулос

17 сентября, Новая сцена Александринского театра

Аlarme — первая часть cценической трилогии, за которой следуют спектакли Amor (19 сентября, 19:30) и Encore (21 сентября, 19:30).

Литературной основой спектакля стали фрагменты исторической переписки между Елизаветой I и Марией Стюарт, королевой Шотландии. В Alarme исследуется роковая борьба за трон, завершившаяся казнью Марии Стюарт. Любовь, ненависть, насилие и стремление к власти управляют героинями. Кроме двух венценосных женщин, на сцене появляется обнищавший мирный житель — рассказчик, который наблюдает и комментирует события.

В спектакле в отношениях между Марией Стюарт и Елизаветой, присутствуют аспекты конфликта между женским и мужским началом, и преобладающим элементом оказывается эротизм. Стремление к слиянию лежит в основе роковой борьбы этих женщин, что привлекает и в то же время пугает их обеих, поскольку означает потерю их индивидуальности. Женщины борются друг с другом и призывают к насилию, но их соперничество таит абсолютную любовь, которая пугает их больше, чем ненависть и насилие. 

Стихи Танасиса Алевраса читает Тасос Димас.

«Amor». Теодорос Терзопулос продолжает исследовать тему конфликта как мифического источника творения и времени.

Программа Международного комитета Театральной олимпиады

Театр Аттис, Афины, Греция; режиссер: Теодорос Терзопулос

19 сентября, Новая сцена Александринского театра

На сцене разворачивается аукцион, где на продажу выставлено все: театральная бутафория, роли, эмоции, память, части человеческих тел. Цены меняются вместе с биржевым курсом. Актеры остроумно комментируют сводки новостей и поведение людей, которые в кризисное время пытаются управлять другими, но и сами подвержены манипуляциям властей. Сложности отступают, когда ведущей силой цивилизации становится любовь. 

В сценической трилогии Теодороса Терзопулоса спектакль Amor обрамляют спектакли Alarme (17 сентября, 19:30) и Encore (21 сентября, 19:30).

«Encore». Заключительная часть cценической трилогии Теодороса Терзопулоса.

Программа Международного комитета Театральной олимпиады

Театр Аттис, Афины, Греция; режиссер: Теодорос Терзопулос

21 сентября, Новая сцена Александринского театра

Encore — спектакль в честь 30-летия театра «Аттис» и последняя часть сценической трилогии, начало которой положил Alarme (17 сентября, 19:30), а продолжением cтал Amor (19 сентября, 19:30). 

В основе трилогии лежит тема конфликта как мифического источника творения и времени. Мощная энергия, высвобождаемая в результате встречи двух тел на сцене, их взаимное поглощение, дестурктивный эротизм и экзистенциальная боль ведут их к взаимному освобождению.

Encore продолжает изучение механизмов, которые, помимо своей эстетической эффективности и функциональности, увеличивают сценическую энергетику. Страсть, кровь, желание и слова слиты в едином театральном теле, которое в театре «Аттис» ведет свое начало от традиции Диониса.

В спектакле Encore тела дерзновенно связаны в механизме Эроса и Танатоса. Они обоюдно захватывают, очаровывают и вечно пожирают друг друга, стремясь примирить Эрос и Танатос. Слова зарождаются внутри вибрирующей энергии тела и ведут к глубоко осмысленной речи. Экстатическое тело освобождается от рациональной традиции и приближается к правде архаического состояния.

«Рокко и его братья». Спектакль по мотивам киносценария одноименного фильма Лукино Висконти.

Программа Международного комитета Театральной олимпиады

Венгерский Национальный театр, Венгрия; режиссер: Аттила Виднянский

27 и 28 сентября, Основная сцена Александринского театра

Новый спектакль художественного руководителя Национального театра Венгрии Аттилы Виднянского создан по мотивам киносценария фильма Лукино Висконти «Рокко и его братья» (1960). В программе Театральной олимпиады будет показан через неделю после премьеры в Будапеште.

В названии фильма зашифровал двойной оммаж — роману Томаса Манна «Иосиф и его братья» и писавшему о жизни Южной Италии поэту Рокко Скотелларо (1923-1953), чье творчество оказало значительное влияние на Висконти. Сюжет фильма вдохновлен эпизодом из романа Джованни Тестори «Мост через Гизольфу». 

В начале 1950-ых годов, в поисках лучшей жизни и средств к существованию вдова Розария Паронди и ее сыновья Симоне, Рокко, Чиро и Лука перебираются из деревни на юге Италии в северный Милан, где уже живет в семье своей невесты старший брат Винченцо.

Привязанность друг к другу, борьба за жизнь, бокс и спортзал, любовь, братские чувства и взаимное соперничество, стремление к возрождению делают эту семейную драму универсальной историей. Ступив на жесткий асфальт, Паронди принимают и верные и ошибочные решения, но город ведет к отчуждению, к распаду семьи. Найдет ли кто-то из них здесь счастье.

«Моей задачей было показать те опоры и ценности, которые создают мост между чистотой традиционной деревенской жизни и борьбой за возможности столичного образа жизни. Отказ от чистоты — здесь вынужденная необходимость? Ответ этим вызовам дает Рокко Паронди. Он способен заменить своего брата на ринге, потому что его делают настоящим борцом человеческие качества. Образ Рокко не случайно напоминает князя Мышкина, героя Достоевского. Его природная доброта, его способность к самоотречению и смирению, его жертвенность, в конечном счете, возвращают семье достоинство, дают возможность задуматься, сможет ли кто-то из них подняться и вернуться на родину», — Аттила Виднянский.

«Парк крушений. Жизнь одного острова». Постановка одного из самых заметных деятелей современной французской сцены о выживании группы людей на необитаемом острове.

Программа Международного комитета Театральной олимпиады

Нантер-Амандье, Нантер, Франция; режиссер: Филипп Кен

27 и 28 сентября, Новая сцена Александринского театра

Спектакль начинается с авиакатастрофы. На большой экран транслируется фильм о происходящем в салоне самолета. Пространство сотрясают дождь и ураган. Лайнер падает в океан. Действие переносится на сцену. Восемь выживших пассажиров оказываются на небольшом, напоминающем игрушку из детского конструктора и населенном странными животными — сиренами и гигантскими рептилиями — острове. Филипп Кен вновь обращается к теме изолированной от остального мира группы людей, которым на глазах у зрителей предстоит заново изобретать мир. 

«Мы здесь, и у нас нет выбора, никуда не деться! Герои застряли здесь. Я вообще люблю механические проблемы, они показывают технократическую цивилизацию, которая сделала человека очень зависимым. <…> “Разбить” самолет — означает сказать: внимание, давайте замедляться, мир мчится слишком быстро! <…> Почему остров? Это великолепная фабрика фантазий, я жалею, что раньше до этого не додумался… Остров — идеальное место для наблюдения за человеческими желаниями и близкими отношениями с природой. Здесь можно увидеть и двойственность самого места; это одновременно земля катастроф, взрывов, цунами, ветров, торнадо и в то же время символ рая, каникул и отдыха на солнце. <…> Остров — это микрокосм противоречий планеты — от трагических до чудесных». Из интервью Филиппа Кена, август 2018.

При поддержке Французского института в России. 

Подробнее об афише, билетах и событиях Театральной олимпиады – на сайте theatreolympics2019.com.




Источник:  theatreolympics2019.com
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~e40gQ


Газета &laquo;Санкт-Петербургский вестник высшей школы&raquo;

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник