«Боярыня Морозова» в день рождения Родиона Щедрина

4 Декабря 2014

«Боярыня Морозова» в день рождения Родиона Щедрина

Во вторник, 16 декабря, в день рождения Родиона Щедрина, в Концертном зале Мариинского театра будет исполнена его опера «Боярыня Морозова» (полное название «Житие и страждание боярыни Морозовой и сестры её княгини Урусовой» — «русская хоровая опера в двух частях для четырёх солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных»). Коллектив Мариинского театра исполнял это сочинение только трижды — в июне, июле и октябре этого года. В сольных партиях будут заняты Екатерина Сергеева (Боярыня Морозова), Екатерина Гончарова (Княгиня Урусова), Александр Тимченко (Протопоп Аввакум) и Юрий Власов (Царь Алексей Михайлович). Дирижировать будет главный хормейстер театра Андрей Петренко.

В творчестве Щедрина жанр оперы длительное время находился на периферии, композитор обращался к нему изредка, с интервалом в 10–15 лет. Лишь в XXI веке, создав сразу три оперы — «Очарованного странника» (2002 г.), «Боярыню Морозову» (2006 г.) и «Левшу» (2012–13 гг.) — Щедрин выдвинулся в первый ряд современных оперных композиторов. Это произошло, конечно, не только за счёт количества, но, прежде всего, благодаря художественному значению этих сочинений. В своих операх Щедрин обращается к «вечным» и важнейшим русским вопросам: о смысле человеческого существования, о жизни, её ценности и цене, о душе и вере, о России, её народе и властях, её радостях и бедах.

Либретто оперы написано самим Щедриным на основе «Жития боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой», «Жития протопопа Аввакума», писем Аввакума к своим духовным дочерям Морозовой и Урусовой и его же «Слова плачевного о трёх исповедницах». Идея этой оперы обдумывалась Щедриным многие годы, но ключ к воплощению замысла, по его собственному признанию, был найден лишь тогда, когда определилось хоровое наклонение оперы (что повлекло, в свою очередь, отказ от оркестра).

Щедрин прочитывает жития XVII века как русские Страсти, и потому закономерна возникающая ассоциация с выдающимися образцами жанра — «Страстями» Иоганна Себастьяна Баха. Близость заключается прежде всего в трактовке хора как соучастника действия (произносящего злые и жестокие слова царя Алексея Михайловича и других, непоименованных в опере гонителей героинь) и как комментатора, свидетеля, жалеющего бедных страдалиц.

Можно провести параллель и к другому знаменитому произведению — картине Василия Сурикова «Боярыня Морозова» (1887 г.), долгие годы бывшей в русском искусстве единственным откликом на эту трагическую историю. Как и в опере, у Сурикова соучастником события является весь народ — и любопытствующие, и глумящиеся над боярыней, и сочувствующие ей.

Но в воплощении образа главной героини, знаменитой раскольницы Феодосии Морозовой, Щедрин независим — и от интерпретации художника, и от того портрета, который создан в житийной повести и в произведениях Аввакума. Морозова у Сурикова — это несокрушимый дух и фанатичная вера. Описание боярыни Аввакумом сродни поэзии: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны, и кидаешься ты на врагов аки лев». В Житии образ Морозовой наиболее многогранен: она предстаёт и как святая, и как обычный человек, даже испытывает страх («Феодора же вмале ужасшися, разуме, яко мучители идут...»). Щедрин же высвечивает лишь главные черты её образа: мужество, стойкость в вере и любовь, нежность к сестре и сыну.

Опера «Боярыня Морозова» со времени своей премьеры в октябре 2006 года в Большом зале Московской консерватории ещё не получила сценического воплощения. Одна из возможных причин — отчётливо ораториальная природа сочинения, требующая особого, нетрадиционного режиссёрского подхода. Вряд ли «Боярыню Морозову» ждёт в будущем лёгкая сценическая судьба, но нет сомнения в том, что это произведение уже сейчас может считаться одной из лучших опер начала XXI века.

Начало концерта в 19:00. Опера длится примерно один час, исполняется без антракта
Источник:  Пресс-служба театра
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~tgePo


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник