Большое сердце органного конкурса - Информационный портал

Большое сердце органного конкурса

Фото автора статьи

Фото автора статьи

21 Сентября 2021

Большое сердце органного конкурса

«Не верится, но XII Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева завершён. Чудо, что все приехали, пересекли границы и оказались в одном пространстве. Я счастлива, что мы были вместе!» - написала в Фейсбуке Вера Таривердиева.

Конкурс имеет очень сложную структуру. Его первый тур проходит в трех городах мира – Гамбурге (Германия), Лоуренсе (Канзас, США), Москве (Россия). Преодолевая все сложности для реализации международных проектов в условиях пандемийной реальности, конкурс прошел в обычном формате, не пожертвовав ни одним из существенных компонентов концепции.
Всего в конкурсе 2021 года приняли участие более 40 молодых исполнителей. В Международный состав жюри вошли: Винфрид Бёниг, председатель (Кёльн, Германия), Джэймс Хигдон (США), Ив Рехштайнер (Франция), Беньямин Ригетти (Швейцария), Любовь Шишханова (Россия), Эрвин Вирсинга (Нидерланды), Даниэль Зарецкий (Россия), Салтанат Абильханова (Казахстан). С 3 по 8 сентября в Калининграде прошли полуфинал и финал конкурса. Во второй тур были допущены 20 участников из 10 стран мира, в третьем борьбу продолжили шесть молодых органистов.
На церемонии вручения премий и закрытия конкурса, которую провела известный журналист Фекла Толстая, были названы имена победителей:
I премия, звание лауреата - Елизавета Бородаева, Россия (она учится в аспирантуре Санкт-Петербургской консерватории у Даниэля Зарецкого).
II премия, звание лауреата - Керолин Крэйг, США
III премия, звание лауреата Александр Патрушин, Россия
III премия, звание лауреата - Тайлер Боэмер, США
Диплом - Эйдан Хилл, США
Диплом - Аран Пак, Корея
На итоговой пресс-конференции в Валленродской библиотеке Кафедрального собора Калининграда Винфрид Бёниг отметил, что уровень участников конкурса был очень высокий и жюри было трудно принимать решение. Член жюри Эрвин Вирсинг признался: «Я был поражён техническими способностями молодых музыкантов, тем, как они чувствуют стиль. Я слушал и задавал себе вопрос: смог бы я исполнить в их возрасте так же? И пришел к выводу, что скорее всего, нет». Говоря о том, как быстро овладели конкурсанты сложным инструментом Кафедрального собора за два часа репетиций перед выступлением в финале, профессор Московской консерватории Любовь Шишханова, подчеркнула: «Это предельно маленький срок, чтобы регистровать такую большую программу! Но они все справились. Это просто потрясающе! Технически они подкованы так, что для них нет никаких трудностей! Думаю, им предстоит блестящее будущее».
Помимо определения сильнейших, уникальность конкурса им. М.Таривердиева заключается в том, что он дает победителям мощный толчок для исполнительской карьеры, благодаря учреждению большого количества специальных премий – сольных концертов в России и за ее пределами. Так Елизавету Бородаеву в сезоне 2022-2023 года смогут гарантированно услышать на летнем фестивале в Рурмонде (Нидерланды), в Домском соборе Риги, церкви Св. Михаила в Гамбурге, на фестивале «Бахослужение» Калининградской филармонии, Прокофьевском зале Музея музыки в Москве, в Малом зале Московской консерватории.
Специальные премии в виде сольных концертов в Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича, Красноярской, Пермской, Челябинской, Томской, Краснодарской филармониях, Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве, Кафедральном соборе Калининграда получила американская органистка Кэролин Крейг.
Были награждены и многие другие участники, не ставшие лауреатами и дипломантами, но сумевшие выделиться яркими исполнениями, продемонстрировать свой потенциал. Председатель Союза писателей Калининграда Борис Бартфельд вручил участнице конкурса Елизавете Лобановой (Россия) премию имени Эрнста Теодора Гофмана «За лучшую интерпретацию романтической немецкой музыки». Специальную премию Арт-Ассамблеи и Капеллы «Таврическая» за лучшую интерпретацию музыки барокко и право сольного концерта в Таврическом дворце Санкт-Петербурга получил бразильский органист Габриэль Диссенья. Личной премии Георгия Бооса, стоявшего у истоков конкурса, «Надежда Отечества» была удостоена Ольга Жукова (Россия). Свою премию «Вера, Надежда, Любовь» Вера Таривердиева вручила Якубу Капала из Польши, которого отметила для себя во время второго тура.
Международный Конкурс органистов. М. М. Таривердиева имеет много неповторимых черт, которые были тщательно продуманы Верой Таривердиевой. «За годы существования нашего конкурса, количество органистов и событий, связанных с органом, значительно выросло. И я вижу в этом нашу заслугу. Это делает конкурс необычным и ярким культурным событием, привлекающим внимание всего музыкального мира».
В этом году, в связи с 90-летием Микаэла Таривердиева, конкурс открылся концертом камерной музыки композитора. Певицы Венера Гимадиева (солистка Большого театра), Наталья Петрожицкая (солистка Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко) и Заслуженный артист России Алексей Гориболь (фортепиано), являющийся художественным руководителем программы, исполнили несколько вокальных циклов. Фортепианное трио, ставшее последним сочинением композитора, пронзительно прозвучало в интерпретации Заслуженного артиста России Александра Тростянского (скрипка), лауреата международных конкурсов Рустама Комачкова (виолончель), и Алексея Гориболя.
Традиционно перед третьим туром конкурса проходит концерт у Фридрихсбургских ворот. Тема «Любовь и жизнь женщины» была глубоко раскрыта в разнообразной по стилю музыке Г. Малера, Р.Шумана, П.Чайковского, М. Таривердиева, В. Гаврилина, А.Чайковского, Л.Десятникова давними друзьями фестиваля - блистательной солисткой Михайловского театра, Метрополитен оперы Олесей Петровой (меццо-сопрано) и Алексеем Гориболем.
Как всегда незабываемой стала поездка всех участников форума на Куршскую косу. Атмосфера фестиваля сохраняется даже на пресс-конференциях, где, порой, разворачивается весьма неформальный диалог между поколениями органистов, направляемый представителями прессы. Конечно, много говорили и о музыке Микаэла Таривердиева, имя которого носит конкурс. Председатель жюри Винфрид Бёниг сказал: «Музыка Таривердиева – это особый элемент на этом конкурсе. Должен сказать, что для меня лично с ней связано много открытий. Было интересно слышать, как молодые люди, студенты понимают эту музыку».
Американская органистка Кэролин Крейг, получившая приз за лучшую интерпретацию произведения Таривердиева, в финале исполняла вторую часть органной симфонии «Чернобыль». Исполнительница смогла найти поразительный выразительный эффект - бесконечно долго звучащий звук, на фоне которого повторялась фраза-вопрос «Quo Vadis?» - «Куда ты идешь?», пульсировал, как большое сердце.
Мне подумалось, что это очень символично. Пока бьется сердце таких вдохновенных проектов, каким является Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева, мир наполняется Верой, Надеждой, Любовью.

Елена Истратова
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~uCboH


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник