«Балет и танец» в 2018 году

4 Декабря 2018

«Балет и танец» в 2018 году

Интеграционный потенциал балета в полном противоречий мире, сохранение наследия великих деятелей балета, а также вклад Италии в балетное искусство нашей страны — все эти вопросы обсуждали эксперты секции «Балет и танец» в 2018 году. Также в рамках работы секции состоялось открытие выставки, посвященной выдающимся балеринам, и концерт с участием воспитанников Балетной школы Ла Скала.

Секция работала под совместным руководством признанных мэтров — Николая Цискаридзе, ректора Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой, Народного артиста России, и Бориса Эйфмана, художественного руководителя Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, президента Академии танца Бориса Эйфмана, Народного артиста России.

В этом году балетное искусство отметило сразу два великих события: 200-летие со дня рождения выдающегося хореографа и педагога Мариуса Ивановича Петипа и год 280-летнего юбилея Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. В рамках работы секции прошел круглый стол «2018 год: В поисках Петипа», где участники подвели итоги юбилейного года, обсудили восприятие фигуры великого балетмейстера в России и мире, а также перспективы дальнейшего освоения и продвижения многогранного наследия Мастера. В рамках круглого стола состоялась торжественная передача сценических костюмов Николая Цискаридзе в дар Санкт-Петербургскому музею театрального и музыкального искусства. Коллекцию пополнили костюмы графа Альберта из «Жизели», созданные по эскизам Юбера де Живанши для постановки балета в Большом театре.

Также в честь юбилея Петипа в рамках программы Форума совместно с Фестивалем искусств «Дягилев P.S.» состоялась международная конференция «Мариус Петипа на мировой балетной сцене», которая прошла в Санкт-Петербургском государственном Музее театрального и музыкального искусства. О влиянии великого деятеля на современную хореографию и о сохранении наследия балетмейстера в период технического прогресса высказывались танцевальный критик и журналист Розита Буассо (Франция), кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, Лауреат Государственной премии СССР Николай Лактионов, историк балета и куратор Сектора танца Музея Виктории и Альберта Джейн Притчард (Великобритания), директор Библиотеки-музея Парижской оперы Мартин Кан (Франция), исследователь балета в Открытом университете Ливана Юсра Сисси Баба и многие другие. В качестве «офф-программы» участникам предлагалась презентация двухтомного энциклопедического альбома «Петипа. Танцемания», а также посещение экспозиций Театрального музея и международной выставки «Петипа. Танцемания».

«До 1970 года база Мариинского театра находилась в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, и все свои спектакли Петипа ставил и создавал в этих залах. Это не только дом Петипа, но и дом всего российского искусства: различные художественные и творческие свершения — когда-то всё рождалось именно здесь. Теперь тут учат только балету и хотелось бы, чтобы так было всегда», — открыл конференцию Николай Цискаридзе.

В честь 280-летнего юбилея Академии состоялось торжественное открытие выставки ««Солнце» и «Луна» русского балета. Марина Семенова — Галина Уланова» в фотографиях Леонида Жданова. Экспозиция озаглавлена так не случайно: танцовщицы были современницами, воспитанницами одной школы, ученицами Агриппины Яковлевны Вагановой и солистками в одних и тех же театрах. Марина Семенова — страстная, яркая, блистательная, — и Галина Уланова — хрупкая, утонченная, почти эфемерная. Они прожили в театре долгую и прекрасную жизнь, делая вид, что не замечают друг друга, как это и происходит с Солнцем и Луной.

Также в дни Форума прошел гала-концерт «Диалог искусств» с участием воспитанников Академии Ла Скала и Академии имени А. Я. Вагановой. Концерт предвосхитил торжественную церемонию награждения победителей 2-го Всероссийского конкурса педагогического мастерства научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования в области музыкального, хореографического и изобразительного искусства.

В современном мире, наполненном конфликтами и разногласиями, интеграционный потенциал танца приобретает особое значение и нуждается в глубоком осмыслении. Потому одним из главных мероприятий секции стал круглый стол «Балет в эпоху холодной войны», посвященный обсуждению специфики произведений хореографического творчества как инструмента культурной дипломатии. В диалоге приняли участие эксперты в области культуры, журналистики, политики, в том числе генеральный директор Большого театра Владимир Урин, артист балета, педагог с мировым именем, хореограф Азарий Плисецкий (Швейцария), журналист, бывшая глава московского бюро CNN Джилл Догерти (США) и другие.

«Танец и музыка — это то, что может быть понято и прочувствовано каждым из нас, вне зависимости от культурной, религиозной или какой-либо иной принадлежности. Балет соединяет две названные великие составляющие, и в синтезе этих художественных вселенных рождается особое, универсальное искусство. На протяжении многих десятилетий балет выступает эффективным и не имеющим аналогов средством культурной дипломатии. Ему под силу снижать остроту глобальных противоречий. Балет — воистину бесценный дар культуры, одно из величайших ее достижений. С одной стороны, это эфемерное, хрупкое искусство. Но оно, тем не менее, способно пробивать броню агрессивного мира с его гонками вооружений и санкциями и напрямую затрагивать человеческую душу», — подчеркнул Борис Эйфман, выступая перед гостями и участниками мероприятия.

На дискуссии «Роль итальянского балета в формировании отечественной классической традиции хореографического искусства» балетоведы, историки, культурологи и артисты обсудили вклад Италии — страны-гостя Форума и исторической родины балета. Италия оказала мощное влияние на становление русской хореографии, которая не только успешно аккумулировала полученные знания, но и снискала успех на международной сцене, а также предопределило последующую эволюцию мирового танца. Предметом дискуссии стали исторические, культурологические, корпоративные и художественные аспекты влияния деятельности итальянских балетмейстеров, педагогов и танцовщиков XVIII-XIX веков на становление и формирование классического русского балета как самодостаточного культурного феномена.

Участников Общественного потока Форума ожидала экскурсия по балетному Петербургу — городу, неразрывно связанному с историей становления и процветания русского балета, который хранит множество тайн известных творцов и артистов. Также жители и гости Санкт-Петербурга увидели фильм-балет Бориса Эйфмана «Чайковский. PRO et CONTRA» — итог многолетнего осмысления хореографом личности и творческого мира Петра Ильича Чайковского. Основу повествования составили наполненные фантасмагорией воспоминания умирающего композитора. Изобретательность пластического языка позволила Борису Эйфману исследовать внутренний личностный раскол, который мучительно переживался Чайковским, стал источником невыносимых душевных страданий и предопределил трагически исповедальное звучание его произведений.

Также в дни Форума все желающие смогли посетить День открытых дверей Академии Танца Бориса Эйфмана, узнать о жизни и успехах воспитанников, учебном процессе и условиях поступления. В рамках мероприятия прошла презентация Детского Театра Танца, который распахнет свои двери для юных зрителей 1 июня 2019 года.

По словам Бориса Эйфмана (как сообщает издание «Известия»), Форум дает уникальную возможность собрать ведущих экспертов и обсудить с ними объединительный потенциал балета — универсальный инструмент интеграции представителей различных культур, религий и политических систем, ведь высокое искусство, обращающееся напрямую к сердцам людей, способно растопить лед недоверия между странами и помочь им обрести взаимопонимание.

Форум развивается параллельно в трех направлениях. Обширная деловая программа представляет интерес для специалистов различных областей культуры. Фестивальная программа включает многочисленные культурные мероприятия для жителей и гостей Петербурга. Деловая площадка создает условия для реализации проектов и подписания соглашений в области культуры.

Официальный сайт Форума:
culturalforum.ru
Источник:  Пресс-служба
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~tMGu9


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник