Балет Адольфа Адана «Жизель» на сцене театра Мюзик-холл

6 Апреля 2016

Балет Адольфа Адана «Жизель» на сцене театра Мюзик-холл

Хореография Жюля Перро и Жана Коралли в редакции Мариуса Петипа
Художник-постановщик - Лариса Луконина
Педагоги-репетиторы:
Наталья Никитина, Наталья Башкирцева, Константин Чувашев


20 апреля в 12 часов на сцене театра Мюзик-холл балетная труппа театра Санкт-Петербургской консерватории представит зрителям знаменитый балет Адольфа Адана «Жизель».

Основой будущему балету послужила старинная славянская легенда о вилисах, записанная Генрихом Гейне в его книге «О Германии». Вилисы – девушки, погибшие от несчастной любви и превратившиеся в волшебных существ. Они до смерти затанцовывают встречающихся им ночами молодых людей, мстя им за свою погубленную жизнь.

Балет «Жизель», созданный в 1841 году во Франции композитором Адольфом Аданом и балетмейстерами Жаном Коралли и Жюлем Перро, — самый старый из балетных спектаклей, сохранивших первоначальный хореографический текст. Его премьера состоялась 28 июня 1841 года в Королевской академии музыки в Париже с Карлоттой Гризи в заглавной партии. Успех балета был огромен. Гонорар балерине Карлотте Гризи был немедленно повышен.

Литератор Жюль Жанен писал в рецензии: «Чего только нет в этом произведении. И выдумка, и поэзия, и музыка, и композиция новых па, и прекрасные танцовщицы, и гармония, полная жизни, грации, энергии, и Адель Дюмилатр, и особенно Карлотта Гризи. Всего вдосталь! В добрый час! Вот что называется балетом». А автор либретто Теофиль Готье описал танец Карлотты Гризи как «искренний, естественный и искрящийся жизнерадостностью и весельем».

Газеты захлебывались в хвалах сразу всем — и исполнителям, и балетмейстеру Жану Коралли — а имя Жюля Перро отсутствовало на афише, о его авторстве в хореографии знал лишь узкий круг самих создателей балета. Вскоре после премьеры балета Жюль Перро оставил Париж, уехав в Англию. Карлотта Гризи еще оставалась в Париже, оказалавшись в центре французского общественного внимания. Её портреты рисовали художники, её образ лепили скульпторы, на неё равнялись великосветские дамы, жены вельмож.

В течение еще месяца на сцене Парижской Оперы шла только «Жизель». Всего за 1841 год состоялось 26 представлений. Постановка в первой редакции продержалась в театре 18 лет и выдержала за эти годы 150 представлений (для сравнения: самый знаменитый ранее балет «Сильфида» — был представлен 59 раз за 12 лет.)

Парадоксально то, что в последующие годы «Жизель» была постепенно забыта западной Европой, но в России этот балет продолжал свою сценическую жизнь вплоть до 1910 года, когда антреприза Дягилева приехала во Францию с «Русскими сезонами», и Париж заново открыл для себя этот гениальный балет в русской интерпретации.

Спектакль балетной труппы Театра Консерватории бережно сохранил хореографию, тщательно записанную когда-то 24-летним Мариусом Петипа, который был свидетелем подготовки премьеры в Гранд-Опера в 1841 году. Бесценный документ этот послужил ему через полвека, когда давно «обрусевший» балетмейстер поставил «Жизель» в Мариинском театре в 1884 году. Этот классический вариант и служит основой консерваторской постановки романтической любовной драмы.
Источник:  Пресс-служба
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~h33xH


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник