Александру Мясникову вручена премия Terra Incognita

14 Декабря 2018

Александру Мясникову вручена премия Terra Incognita

11 декабря в Москве, в Дипломатической академии Министерства иностранных дел России, состоялась церемония вручения Международной премии Terra Incognita.

Александр Леонидович Мясников – писатель, журналист, историк, сценарист, автор свыше двадцати книг, посвященных истории, и десятка книг прозы.

Он родился в обычной советской семье: отец был техником-инженером на заводе, мать также работала на производстве. В общем жили, как все.
В своей автобиографической книге «Жизнь.ru, или в пространстве русского пейзажа» он написал: «Жизнь до совершеннолетия складывалась без особых отклонений от традиционных анкетных пунктов». И это так. Поэтому, после школы была служба в армии, затем -- учёба в университете. Александр Мясников по образованию филолог: в 1978 году закончил филологический факультет (английское отделение) Ленинградского государственного университета.

Уже во время учёбы в университете получил первый опыт в журналистике – писал статьи для главной городской газеты – «Ленинградской правды» (ныне «Санкт-Петербургские ведомости»).
После окончания университета несколько лет работал корреспондентом в газете «Вечерний Ленинград», сотрудничал с рядом всесоюзных периодических изданий («Советская культура» и др.). В те же годы писал сценарии для студии научно-популярных фильмов «Леннаучфильм». Фильм «Монолог о сущности машин», снятый по его сценарию режиссёром Александром Сидельниковым, выдвигался на высшую номинацию – государственную премию.

Затем Александр Мясников был редактором в крупнейшем издательстве «Советский писатель». Потом – главным редактором художественного вещания во всероссийской телекомпании «Петербург – 5 канал». Оставил должность редактора и сотрудничал с телевидением как автор. Был ведущим нескольких телевизионных проектов, в том числе программ, посвященных истории языка. Несколько лет выходил в прямой эфир со своей рубрикой «Алхимия времени» в ежедневной популярной утренней телевизионной программе. Был автором и ведущим программы «Автограф времени», посвященной российской истории.

Прозаические произведения начал писать в начале 1980-х годов, ещё работая в газете.
Его первая повесть и рассказы появились в сборнике молодых прозаиков «Причал». Сборник вышел в свет в 1987 году в издательстве «Советский писатель». Критик Владимир Акимов отмечал в предисловии: «А. Мясников чувствует слово, особенно речевое. Но порой ещё не вполне доверяет этому чувству слова. И самое привлекательное – у молодого писателя нет страха перед «психологией», которую он передаёт современно: не в нудном самокопании героев, а через сюжет, событие, через психологизированный пейзаж и внешнее поведение». Правда, газета «Смена», споря и с В. Акимовым, и с утверждением издательства о том, что «герои произведений молодых писателей занимают активную жизненную позицию, стремясь найти своё место в жизни», писала, что герои М., не отвечают требованиям современности, не борются за идеалы перестройки, а он сам «прикован ржавыми цепями к периоду застоя».
В 1988 году два рассказа были опубликованы в сборнике прозы «Молодой Ленинград».

В 1990 году в издательстве «Советский писатель» вышла первая книга Мясникова – «Полдень на острове робинзонов». В неё вошли три повести («Дым от костра», «Полдень на острове робинзонов», «Южнее мыса Доброй Надежды») и несколько рассказов. Ни эту, ни следующие книги («Полуночный остров», СПб., 1993, «Интербург», М., 1996, «Фуга на острове грёз» М., 1996) критика словно и не заметила. Публикации о книгах ограничивались лишь формальным перечислением вышедших в свет новинок. К московскому изданию 1997 года – сборнику повестей и рассказов «Цветная жизнь» – предисловие написал критик М. Б. Коносов. Он назвал предисловие «Инстинкт самосохранения», в котором очень точно заметил: «Проза Мясникова неизменно поражает магией слова. Пересказать невозможно. Изменить нельзя. Можно только читать и слушать. Восприятие реальности для него всегда чувственно, пластично, часто графично. Вкус, осязание, слух – это то, с чего всё начинается. И через слух, шум города, реки, леса рождается ощущение, понимание. Мясников утверждается в нашей литературе без крика, без световых эффектов». И в этом критик оказался прав: выход книг Александр Мясников не сопровождали пышные презентации и прочие рекламные акции. Хотя за книгу «Властители Отчества» в 2015 году был удостоен Всероссийской литературно-исторический премии имени Александра Невского.

Александр Мясников – автор книг, которые хранятся не только во всех крупных библиотеках мира, но в собраниях королевских семей, президентов, премьеров и других первых лиц многих государств. Первым монаршим обладателем книги стала английская королева Елизавета, которой была вручена книга во время ее визита в Петербург в 1994 году.
Публиковался за рубежом, в том числе в британском журнале «Logos», австрийском сборнике, посвященном литературе ХХ века.
Общий тираж книг около 1 миллиона экземпляров.

В 1997 году Александр Мясников впервые обращается к истории. И с того времени именно русская история становится одним из ключевых направлений его литературной деятельности. Есть некоторая символичность в том, что первой книгой была «Москва. История города» (СПб., 1997). На следующий год вышла в свет книга «Санкт-Петербург. История города», затем – «Золотое кольцо России. История городов», «Виват, Россия!».

Своеобразными вехами в освоении исторической темы стали объёмистые тома: «Российская летопись» (СПб. 2001) и «Хроника человечества: Россия» (М., 2002). После выхода в свет этих трудов, казалось бы, вопрос с освоением и осмыслением пространства российской истории должен был потерять для Александра Мясникова актуальность. Однако через несколько лет выходит в свет «Летописный календарь России» (СПб., 2004) и замечательная, на мой взгляд, книга «История Российского государства» (СПб., 2008).
Александру Мясникову не чуден жанр путеводителей. В 2009 году крупнейшее московское издательство «АСТ» выпускают в свет путеводитель «Весь Петербург», затем – путеводитель по Валааму, написанный с большой любовью к русскому северу.

Путеводитель по Петербургу Александр Мясников строит довольно неожиданно, отказываясь от описания традиционных туристических маршрутов. Географическими точками опоры стали острова, на которых расположен город. Это позволяло читателю более полно и точно осмыслить городское пространство, остановить внимание на «автографах времени», которыми с избытком отмечены все петербургские острова.

Но в 2011 году Мясников выносит на суд читателей произведение совершенно неожиданного и нового жанра: «Путеводитель по русской истории». В течение пяти лет выходят в свет шесть томов. «Путеводитель» уникален не только подачей истории, но и внутренним построением текстового материала. Не зря пресса живо откликнулась на появление этих книг.
Следующим неординарным проектом стала серия книг, объединённых так называемым «тайным кодом», то есть есть приёмом, который позволяет по-новому взглянуть на многие привычные события, понятия, факты. Это «Тайный код Петербурга», «Тайный код Москвы», «Тайный код России», «Тайный код российской истории», «Тайный код русских праздников».
Но занимаясь историей, он не забывал и художественную прозу.

Особняком в его творчестве стоит роман «Принцип росомахи» (М.,1999). Мясников обращается к казалось бы не свойственному ему жанру – детективу, хотя сам обозначает жанр произведения как «экстремальная проза». Детектив здесь используется как традиционный приём для раскрытия и осмысления скандальных историй 90-х годов ХХ века, связанных с российскими изотопами и, так называемой, красной ртутью.

Отдал писатель дань и научно-популярной литературе.
Начиная с 2012 года Мясников осваивает совершенно новый вид деятельности – выставочную. Он принимает самое активное участие в создании выставки «Романовы», которая открылась в 2013 году в центральном Манеже в Москве. На следующий год была выставка «Рюриковичи», которая, как и предыдущая, была приурочена к Дню народного единства – 4 ноября. Затем были выставки, посвященные ХХ веку.
На основе этих выставок в Москве, на территории ВДНХ, был создан Исторический парк «Россия – моя история». В 2017 году началась работа по созданию филиалов Исторического парка во всех регионах России. Александр Мясников является главным редактором этого грандиозного проекта. К 2019 году в России уже работает 19 таких парков, в том числе и Санкт-Петербурге.
В 2017 году Александр Мясников был удостоен премии Правительства России в области культуры.

В начале 2018 года Александр Мясников получает предложение участвовать в грандиозном музыкально-просветительском проекте «Музыка российской государственности», проект реализуется на средства гранта Президента Российской Федерации, проект осуществлён Международным музыкальным фестивалем «Дворцы Санкт-Петербурга», художественным руководителем которого является заслуженная артистка России, музыкант Мария Сафарьянц.

На протяжение всего 2018 года на площадке Колонного зала Президентской библиотеки звучала музыка российской государственности, сопровождаемая историческими рассказами в авторской обработке Александра Мясникова.

Осенью 2018 года Александр Мясников принял участие в еще одном, на мой взгляд уникальном музыкально-просветительском проекте, опять же на средства гранта Президента Российской Федерации и реализованном Международным музыкальным фестивалем «Дворцы Санкт-Петербурга» (художественный руководитель – Мария Сафарьянц). В рамках проекта «Дворцы Крыма-Дворцы-Санкт-Петербурга» Алексанр Мясников позволил благодарной публики взглянуть на исторический события, которые развивались в прекраснейших императорских дворцах Крыма, приоткрывая историю государственности России.

11 декабря сего года Александр Мясников стал лауреатом Международной премии «Terra Incognita», которая торжественно была ему вручена в Дипломатической академии Министерства иностранных дел России. Данная премия присуждается за литературные произведения, гуманитарные исследования, достижения в сфере искусства и культуры как гражданам России, так и гражданам других стран. Он удостоен этой высокой наградыне только за литературные труды, но и за неустанную деятельность по популяризации истории России.

Для нас является важным, что историк-писатель Александр Мясников вносит свой скромный вклад в возрождение России, её величия, участвуя в различных просветительских проектах. И наградой Александру Мясникову служит признание наших соотечественников, всех тех людей, коим не безразлично будущее российской государственности, созидание на благо нашей родины.
Хочется пожелать Александру Мясникову новых творческих успехов, здоровья и всего доброго, всего того, что мы обычно желаем своим близким.

Геннадий Коломенский,
соб. корр. информагентства «Северная Звезда»
Источник:  http://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~9yf64


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник