Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии завершит сезон исполнением шедевров русской музыки

Фото: пресс-служба Филармонии

Фото: пресс-служба Филармонии

25 Июня 2019

Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии завершит сезон исполнением шедевров русской музыки

2 июля в Большом зале филармонии Академический симфонический оркестр филармонии завершит концертный сезон исполнением Концерта № 3 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова и Симфонии № 15 Дмитрия Шостаковича. За пультом – народный артист России Николай Алексеев, солист – пианист Вадим Руденко.

Дирижер - Николай Алекссеев. Фотограф - Станислав Левшин

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1909) – одна из самых известных партитур Сергея Рахманинова. Она написана в последнее, ставшее кульминационным в композиторской карьере Рахманинова десятилетие пребывания в России. Мировую премьеру Концерта автор осуществил в ноябре 1909 года в Нью-Йорке – это был его первый триумф в Соединенных Штатах Америки, которым спустя годы было суждено стать пристанищем для него и его семьи. Первое исполнение партитуры прошло под управлением Вальтера Дамроша, вторым руководил Густав Малер, возглавлявший в то время Нью-Йоркский филармонический оркестр. 
Также в этот вечер прозвучит Симфония № 15 (1971) Дмитрия Шостаковича – последнее симфоническое сочинение композитора, которое называют одним из самых загадочных в его наследии. В годы, предшествовавшие созданию партитуры, здоровье музыканта ухудшилось, значительное время он проводил под присмотром врачей, в больнице им была написана и первая часть симфонии. Это обстоятельство в сочетании со множеством рассыпанных по страницам сочинения автоцитат, придает ему одновременно и черты автобиографичности, и характер итога. Здесь же звучат и цитаты из «Вильгельма Телля» Россини, «Кольца нибелунга» и «Тристана и Изольды» Вагнера и многих других сочинений – и предложить однозначное, исчерпывающее объяснение этому вряд ли возможно. Известны слова композитора, адресованные его другу Исааку Гликману: «Я сам не знаю, зачем эти цитаты, но я не мог не сделать эти цитаты, не мог». Часто применительно к Шостаковичу говорят об «эзоповом языке», спрятанном в его музыке втором смысле. Так и здесь его реплики о желании написать «веселенькую симфонию» и характеристика «игрушечный магазин», данная им первой части, кажется, отражают лишь внешний слой сложного образного строя произведения. В глубине же чуткий слушатель обнаруживает и гротеск, и величественный реквием (Иосиф Райскин пишет о второй части как о «самооплакивании», соединенном с «общим всенародным горем»), и Danse macabre – «пляску смерти», протягивающую линии к симфониям Малера и самого Шостаковича. 
Среди важнейших событий завершающегося сезона Академического симфонического оркестра – концерты цикла, посвященного 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в программы двух из них вошли симфония «Хроника блокады» Тищенко (дирижер Владимир Альтшулер) и «Ленинградская» симфония Шостаковича (дирижер Александр Титов); концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Даниила Гранина (дирижер Марис Янсонс, солист Денис Мацуев); исполнение Шестой «Патетической» симфонии Чайковского к 125-летию легендарной премьеры симфонии под управлением автора (дирижер Александр Дмитриев); в исполнении оркестра прозвучали Третий фортепианный концерт Метнера, а также концерты наших современников Филипа Гласса, Сергея Слонимского и Настасьи Хрущёвой; к 65-летию Бориса Гребенщикова была исполнена симфоническая фантазия «2-12-85-06», созданная Алексеем Курбатовым на темы песен музыканта.
Два концерта в сезоне прошли под управлением Дирижера-лауреата оркестра Александра Дмитриева. Его творческими партнерами стали скрипачи Вадим Репин и Никита Борисоглебский. С коллективом выступили такие дирижеры, как Марис Янсонс, Николай Алексеев, Владимир Альтшулер, Михаил Юровский, Юрий Симонов, Александр Ведерников, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Титов, Феликс Коробов, Алан Бурибаев, Андрей Аниханов, Павел Балефф, а также молодые артисты – Азиз Шохакимов и Бен Глассберг. Среди солистов: пианисты Денис Мацуев, Андрей Коробейников, Вадим Руденко, Екатерина Мечетина, скрипачи Юлиан Рахлин, Сергей Догадин, Айлен Притчин, виолончелисты Эдгар Моро, Александр Бузлов и Алексей Массарский, саксофонист Федерико Мондельчи.

Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии ведет свою историю с 1931 года. Более двух десятилетий деятельность коллектива была связана с Ленинградским радиокомитетом. В годы войны оркестр Ленинградского радио был единственным симфоническим коллективом, оставшимся в блокадном городе. Несмотря на то что в первую военную зиму оркестр фактически прекратил свое существование, ценой героических усилий 9 августа 1942 года его музыканты во главе с Карлом Элиасбергом осуществили ленинградскую премьеру Седьмой симфонии Шостаковича. В настоящее время критики утверждают, что «игру Академического симфонического оркестра можно назвать максимально аутентичной: чувствуется, что музыканты унаследовали от старшего поколения оркестрантов традицию исполнения “Ленинградской” симфонии» (Tianjin Daily, 2015). Всего за время блокады коллектив выступил более 300 раз, часть концертов – в том числе премьера «Ленинградской» симфонии – состоялась в Большом зале филармонии. 
Продолжая выходить на прославленную сцену, оркестр в 1953 году получил статус филармонического. Им руководили Н. Рабинович, К. Элиасберг, А. Янсонс, под управлением которого коллектив впервые предстал перед зарубежной публикой (Финляндия, 1965). В 1962–1963 годах свои сочинения исполнили с оркестром И. Стравинский и Б. Бриттен. За пультом коллектива выступали также С. Бодо, И. Маркевич, К. Мазур, Л. Маазель, Е. Светланов и Г. Рождественский, солировали – В. Клиберн, С. Рихтер, Э. Гилельс, И. Стерн, И. Менухин, Д. Ойстрах, М. Ростропович, Д. Шостакович. В 1968 году оркестр возглавил Юрий Темирканов. Дирижер инициировал бурный рост репертуара коллектива и сыграл важнейшую роль в обретении им признания за рубежом. С 1977-го по июнь 2018 года оркестр возглавлял Александр Дмитриев. Этот этап деятельности коллектива отмечен присвоением ему звания «академический» (1985); его биография и репертуар пополнились первыми в Ленинграде – Петербурге исполнениями сочинений Генделя, Малера, Рихарда Штрауса, Дебюсси, Равеля, Скрябина, Шрекера, Онеггера, Типпета, Орфа, Дютийё, Пярта, Шнитке, Ноно, Лигети, Адамса, Крама, Пьяццоллы и ленинградских-петербургских авторов, записями всех симфоний Бетховена и Шуберта, произведений Чайковского и Рахманинова, Равеля и Бриттена. Оркестр принимает участие в престижных международных фестивалях, гастролирует в странах Европы, Азии, Америки: в течение четырех последних сезонов дважды побывал в Великобритании, впервые – в Израиле, а также в Финляндии, Китае (дважды) и в Испании.
Источник:  Пресс-служба Филармонии
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~J6ebX


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник