«DSCH. Шостакович. ХХ век» в Самаре - Информационный портал

«DSCH. Шостакович. ХХ век» в Самаре

Фото: Александр Крылов

Фото: Александр Крылов

15 Октября 2021

«DSCH. Шостакович. ХХ век» в Самаре

По цельности концепции и насыщенности программы такой фестиваль мог вполне украсить музыкальную жизнь столиц. Но пока повезло Самаре, городу, в который был эвакуирован Шостакович во время войны и откуда на весь мир прозвучала Седьмая («Ленинградская») симфония. Память о «самарском времени» Шостаковича увековечена в городе названной в его честь улицей, памятником, мемориальными досками, одна из которых установлена в Самарском театре оперы и балета, откуда велась трансляция легендарной симфонии. И не случайно именно в этих стенах с 11 по 26 сентября проходил фестиваль «DSCH. Шостакович. ХХ век». Этим событием было отмечено 115-летие со дня рождения композитора.

Попытки сделать фестиваль, связанный с именем Шостаковича, культурная общественность Самары предпринимала неоднократно. Но новый «DSCH. Шостакович. ХХ век», поддержанный правительством Самарской области, отличается по многим параметрам и, похоже, у него возможна долгая жизнь, так как Шостакович и ХХ век – тема, имеющая мощный потенциал для многолетнего развития.
Алексей Трифонов, автор концепции и художественный руководитель фестиваля, в активе которого большой и успешный опыт реализации масштабных культурных проектов, рассказывает: «Акцент был сделан, во-первых, на высокий уровень музыкантов, которые должны принять участие, во-вторых – на оригинальность программы... Очень важно понимать, что большую часть произведений, которые исполнялись, музыканты разучили специально по предложению арт-дирекции фестиваля. Они не являются их обычным, текущим гастрольным репертуаром».
Об этом говорили многие участники фестиваля. Пианист Владимир Родин, исполнивший вместе с А. Танабе (скрипка), И. Нагиевым (виолончель) программу из произведений Д. Шостаковича, Б. Тищенко, Н. Пейко, М. Вайнберга и М. Кусс, рассказал: «Мы долго общались, обсуждали и в итоге остановились на интересном варианте программы, которую составили вместе с нашим педагогом, профессором Московской консерватории Ю. Б. Абдоковым (он ученик Н. Пейко, был ассистентом Б. Чайковского) и художественным руководителем фестиваля Алексеем Трифоновым».
Важно, что фестивалем за 15 дней были охвачены два города – Самара (16 концертов) и Тольятти (6 концертов). Слушателям посчастливилось встретиться с первоклассными музыкантами: скрипачи Н. Савченко и Д. Нордио (Италия), пианисты М. Андреева А. Коробейников, М. Лидский, А. Гориболь, арфист А. Болдачев, молодые солисты ведущих оперных театров России – Ю. Власов (Мариинский), А. Черташ, В. Макаров (Большой театр), Л. Гайсина (театр имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко). Безусловно, запоминающимися были концерты Квартета имени Бородина и хора MusicAeterna (руководитель Виталий Полонский).
Список композиторов ХХ века, являющихся предшественниками, современниками, учениками или последователями Шостаковича, очень внушителен: С. Рахманинов, Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Мосолов, М. Вайнберг, Г. Уствольская, Б. Тищенко, Б. Чайковский, Н. Пейко, М. Кусс, К. Дебюсси, Л. Даллапиколла, П. Хиндемит, А. Онеггер, А. Жоливе, Д. Кейдж…
Из многожанрового творчества Шостаковича прозвучали: Симфонии – Первая и Десятая, Трио № 1 для фортепиано, скрипки и виолончели, струнные квартеты №№ 1 и 12, «Афоризмы», Прелюдии ор.34 для фортепиано, «Антиформалистический раёк», вокальные циклы («Из еврейской народной поэзии», на стихи Пушкина, ор. 46 и 91, «Четыре стихотворения капитана Лебядкина» на слова Ф. Достоевского), Десять хоровых поэм на стихи революционных поэтов.
Разнообразна была и театрально-кинематографическая часть фестиваля: спектакль-концерт «Гамлет» с музыкой Шостаковича из одноименных фильма и драматического спектакля (оркестр Ю. Башмета и актер Е. Миронов); балет «Укрощение строптивой», поставленный в Большом театре Жаном-Кристофом Майо на музыку композитора; опера «Леди Макбет Мценского уезда», поставленная в 2017 году в Самарском театре Г. Исаакяном.
Событием стал показ оперы «Игроки», создававшейся, но незавершенной Шостаковичем во время эвакуации в Куйбышеве. «Театр давно хотел заполучить себе постановку “Игроков” петербургского режиссера Ю. Александрова – рассказывает Трифонов – Она очень необычная. Факт пребывания Дмитрия Дмитриевича в Куйбышеве во время войны материализован в постановке в образе самого Шостаковича и чтеца, который читает письма композитора из эвакуации другу Исааку Гликману. В Санкт-Петербурге опера идёт довольно давно, но для Самары это была премьера».
Ценным является стремление организаторов подключить к участию в программе фестиваля местные творческие силы. Такое сотрудничество дает музыкальным коллективам региона огромный стимул для профессионального развития. Симфоническим оркестром Тольяттинской филармонии под управлением Андрея Данилова, который с 2017 года работает в Самарском театре оперы и балета, была исполнена эффектная сюита Шостаковича из музыки к немому кинофильму «Новый Вавилон», а также музыка из фильма «Король Лир». Дирижер поделился своими впечатлениями от работы: «Мне было приятно работать с тольяттинским оркестром, который готовился к выступлению с большой самоотдачей. Партитура «Нового Вавилона» очень сложная для солистов-духовиков, она требует особого подхода, выучки, виртуозности. Но мне показалось, что мы постарались и достигли высокого качества исполнения».
Этот концерт стал своеобразным скерцо в «партитуре» фестивального цикла. Помимо музыки кино в нем прозвучал «Антиформалистический раёк» с участием солиста Мариинского театра Ю. Власова и хора Самарского театра.
Знакомству с киномузыкой композитора был посвящен и цикл «Эстетика музыки Шостаковича в кинематографе Григория Козинцева», который в кинотеатре «Художественный» прекрасно провела доцент кафедры теории и истории музыки Самарского государственного института культуры Лазанчина Анна Васильевна. В рамках цикла состоялось 18 кинопоказов.
Безусловную ценность представляла историко-культурная конференция, участники которой – известные музыковеды, искусствоведы, театроведы страны – предложили чрезвычайно интересные доклады, касающиеся разных аспектов творчества композитора: «Шостакович как авангардист» (Левон Акопян), «К вопросу о “тайнописи” в инструментальных произведениях Шостаковича» (Марина Раку), «Шостакович играет Шостаковича» (Ольга Скорбященская), «Шостакович — дирижер. О новых найденных записях с фестиваля в г. Горьком» (Алексей Трифонов), «1930-е. Изменения стиля и человека. Эпизоды» (Константин Учитель), «Мценск в США: американская история “Леди Макбет Мценского уезда”» (Вероника Ильюшкина), «Шостакович и Булгаков. Тайная свобода музыки» (Иосиф Райскин), «“Нос”: “петербургский текст” в петербургских постановках оперы Шостаковича» (Анна Петрова), «“Золотой век” Шостаковича. Хроника воспитания молодых хореографов» (Ольга Макарова), «“Сумбур вместо музыки” и “Мазня вместо рисунков”» (Дмитрий Брагинский), «Шостакович и классическая оперетта: путешествие на “Поезде удовольствий”» (Наталья Брагинская).
Как же дальше будет развиваться «DSCH. Шостакович. ХХ век»? Алексей Трифонов поделился некоторыми планами. «Концепция фестиваля есть, она утверждена художественным советом. В рамках этой концепции будем придумывать новые интересные программы, приглашать новых музыкантов, и тех, кто выступал в этом году и понравился публике. Я не стану раскрывать все планы, но одно имя, которое тесно связано с Шостаковичем и которому мы уделим внимание на следующий год, я назову – это Бенджамин Бриттен. И будет в программе еще один композитор, очень важный не только с точки зрения взаимоотношений с Шостаковичем, но и в целом для истории советской музыки середины XX века – это Виссарион Яковлевич Шебалин, которого последние лет тридцать вообще практически не играют».
Премьера фестиваля получилась яркая. Возникло желание следить не только за фестивалем, но и за тем, как он отразится на музыкальной жизни Самары, поскольку мы знаем немало примеров, когда подобные проекты становятся мощным драйвером развития культурной жизни города и региона. Надеемся, что это будет именно так.

На фото: Хор MusicAeterna, дирижер Виталий Полонский

Елена Истратова
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~NQ7QC


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник