90 лет Палехской лаковой миниатюре

4 Декабря 2014

90 лет Палехской лаковой миниатюре

Традиционные сувениры из России – палехские расписные шкатулки, подносы, пасхальные яйца, ларцы известны во всем мире. История промысла начинается в древнем селе Палех, расположенном неподалеку от Москвы, в Ивановской области. Еще с допетровских времен местные жители занимались художественной росписью.

Впервые о Палехе упоминают летописцы XVII века как о месте с развитым иконописным промыслом 5 декабря 1924 года семь художников объединились в «Артель древней живописи». Бывшие иконописцы начали заниматься росписью шкатулок. Мастера-основатели выработали общий стиль нового искусства, оставив только сугубо местную художественную традицию – использование красок, растертых на яичном желтке с использованием сусального золота. Появился обязательный черный фон, на котором особенно ярко звучат чистые тона красок, обилие золотых украшений и орнамента. Уже через год работы мастеров с успехом показали на Всемирной выставке в Париже.Внимание посетителей привлекли не только изящество рисунка и отточенность композиции, но и разнообразный сюжетно-тематический круг произведений палешан. Особенность палехской росписи в том, что художники вместо отдельных фигур или орнаментов прорисовывают целые миниатюрные сюжеты. Они обращались и обращаются к истории и современности, сказочным и литературным темам, песенному фольклору, пейзажу, в котором нередко присутствуют виды самого села. В Русском музее можно увидеть уникальные авторские произведения основателей лаковой миниатюры Палеха и более молодых поколений художников, представляющих разные десятилетия развития местного искусства. Кроме лаковой миниатюры и ювелирных изделий, экспонируется монументальное панно И.И. Зубкова «Гончарное производство» (1932). Это один из первых опытов декоративных лаковых панно для общественного интерьера. Оно долгое время украшало фойе Дворца культуры имени Ленсовета, а потом было передано Русскому музею. В стиле палехской миниатюры автор показывает все стадии гончарной работы - от замеса глины до создания керамики и ее продажи.Полностью панно можно увидеть в зале №9 флигеля Росси или по ссылке в виртуальной экскурсии Русского музея: http://virtualrm.spb.ru/rmtour/zal-9-3.html.И сегодня Палех остается самобытным селом, богатым талантливыми художниками, которые не только продолжают сложившееся в 20 веке искусство лаковой миниатюры, но и возрождают местную иконопись.
Источник:  Пресс-служба Государственного Русского музея
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~qjhKr


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник