27 июня (8 июля) 1709 года состоялась Полтавская битва

8 Июля 2015

27 июня (8 июля) 1709 года состоялась Полтавская битва

«Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза».

Именно таким – стремительным, порывистым, - благодаря знакомым с детства пушкинским строкам, представляем мы себе Петра I в Полтавской битве. И совсем другим – спокойным и уверенным в своем величии – предстает он на картине саксонского художника Иоганна Готфрида Таннауэра, одного из первых иностранных живописцев, приглашенных Петром в Россию и более двадцати лет проработавшего при русском дворе. Впрочем, есть одно и далеко не маленькое «но»: Пушкин пишет о Петре ПЕРЕД началом битвы, а на портрете Таннауэра мы видим царя, когда исход баталии уже решен…

Конные композиции были широко известны в допетровской Руси по иконам и фрескам, поэтому появление парадных конных портретов в живописи «светского» ХVIII столетия было вполне естественно. Картина Таннауэра решена в европейских традициях изображения участия монарха в батальной сцене: битва становится лишь фоном, а акцент переносится на главный образ царя-триумфатора. Небольшая по размеру картина представляется масштабным полотном, так как в ней – как и в очень многих произведениях эпохи барокко – особое значение уделяется изображению неба: аллегорическому, в котором сочетаются реальность и иллюзия. Полотно Таннауэра – не исключение: на нем крылатая фигура Славы венчает Петра I лавровым венком победителя.

При этом портретные характеристики персонажей исторических картин Таннауэра, таких как «Петр I в Полтавской битве», всегда очень реалистичны и имеют необыкновенное сходство. Петр I изображен в строевом облачении лейб-гвардии Преображенского полка с орденом св. Андрея Первозванного (лента и звезда). Взор его обращен к нам, в то время как на заднем плане свершается последний акт драмы: шведская армия панически бежит от преследующего ее русского войска в Будищенский лес.

Через сорок лет образ Петра-полководца увлечет и Михаила Ломоносова в его знаменитой мозаике «Полтавская баталия» (1762-1764), также запечатлевшей императора на коне, на поле боя, среди боевых соратников…
Источник:  Пресс-служба Государственного Русского музея
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~FLKMk


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник