Владислава Малаховская: «Подслушать у поэзии что-то…»

15 Июня 2016

Владислава Малаховская: «Подслушать у поэзии что-то…»

В мае в концертном зале Шереметевского дворца состоялся музыкальный вечер, посвященный памяти Анны Андреевны Ахматовой. Кульминацией концерта из сочинений петербургских композиторов стала премьера вокального цикла Владиславы Малаховской в исполнении Олеси Петровой. Певица услышала в музыке и сумела выразить тончайшие оттенки чувств и настроений ахматовских стихов. Теплый, проникновенный голос Олеси, певшей в ансамбле с пианистом Сергеем Осколковым-младшим, погрузил слушателей в такой дивный мир гармонии, что когда отзвучал последний аккорд, наступила тишина… и не сразу раздались долгие, горячие аплодисменты…

На следующий день я встретилась с Владиславой, чтобы поговорить о камерной музыке, спросить какое место занимает в ее творчестве работа с поэтическими текстами.

— Так уж сложилось, что у меня довольно много вокальной музыки — и на стихи современных поэтов, и на стихи классиков, хотя мне кажется, что вокальный цикл — наименее востребованный современной публикой жанр. Может быть, потому, что при первом прослушивании сложно оценить все тонкости взаимодействия музыки и поэзии (ведь не секрет, что даже в самом лучшем исполнении значительная часть поэтического текста остается не расслышанной). А мне как раз очень важно передать в музыке мое, личное прочтение стиха так, чтобы создалась единая драматургия. Думаю, что это и от слушателя требует напряжения, я бы сказала, немалой работы.

— Но вы ведь не ищете легких путей, выбираете путь наибольшего сопротивления…
— Да, я, как и другие композиторы, продолжаю писать вокальные циклы. Наверное, потому, что этот жанр дает нам возможность, опираясь на стихи, которые затронули душу, создать что-то совершенно иное, новое, выстроить эти стихи в определенном порядке, по-своему расставить акценты — это безумно интересная работа! Еще хочу заметить, что для современного композитора, творчество которого неизвестно широкой публике, важно «заполучить» хороших исполнителей. Ведь никто не слушает музыку, глядя в ноты, и за все ошибки исполнителя достается автору. Я благодарна судьбе: мне очень везло с исполнителями. Многие мои вокальные произведения исполнил блестящий бас, солист капеллы и Большого театра Петр Мигунов. И вот этот новый цикл на стихи Ахматовой спела великолепная Олеся Петрова. Эта удивительная певица с невероятно красивым голосом пропускает каждое слово через свою душу, дышит вместе с музыкой.

— Я абсолютно уверена, что Олеся с удовольствием пела вашу естественную и выразительную музыку! Да и развернутая фортепианная партия в этом сочинении играет немалую роль…
— Хорошо, что аккомпанировал Олесе прекрасный пианист Сергей Осколоков-младший. Он тонко «срежиссировал» настоящий диалог между голосом и фортепиано.

— Как хорошо, Влада, что вы обратились к ранней лирике Анны Андреевны, еще не знавшей будущей трагедии…
— …и это настоящая поэзия, вспомните хотя бы начальные строки стихов: «Мне с тобою пьяным весело» или «Я спросила у кукушки», «Подумаешь, тоже работа, / Беспечное это житьё:/ Подслушать у музыки что-то / И выдать шутя за своё»! А дальше: «Я лопухи любила и крапиву, но больше всех серебряную иву».
И только последнее стихотворение трагическое: «И вот одна осталась я…»

— Замкнулся жизненный круг, концовка у вас вышла очень сильно! По какому принципу вы отбирали именно эти стихи?

— А помните гениальную характеристику, данную Ахматовой в одном из последних стихотворений Бродского: «Страницу и огонь, зерно и жернова, секиры острие и усеченный волос — Бог сохраняет все; особенно — слова прощенья и любви, как собственный свой голос». Композиторы тоже… «подслушивают что-то» у поэзии.

— Скажите, Влада, как вы относитесь к современной поэзии, пробовали ее «на вкус»?
— Уровень настоящей поэзии сейчас чрезвычайно высок, это касается не только лирики, но и поэзии в целом. Я это поняла, только когда стала тесно общаться с современными поэтами, посещать литературный клуб «XL». Знаете, в ближайшее время будет проходить очередной поэтический фестиваль «Петербургские мосты», я бы рекомендовала его всем, кто хочет получить какое-то представление о современной поэзии.

— Насколько я помню, у вас довольно много вокальных циклов, на чьи стихи они написаны?

— Да, я люблю этот жанр, есть у меня циклы на стихи Маяковского, Блока, Льюиса Кэролла, Эдварда Лира, наших поэтов-фронтовиков — Гудзенко, Орлова, Друниной… Из поэтов наших дней — на стихи Евгения Антипова, Александра Яковлева...

— И последний, вполне традиционный вопрос: каковы ваши ближайшие творческие планы?
— Сейчас я работаю над вокальным циклом на стихи Николая Гумилёва.

— Такие разные они, соединенные, разъединенные судьбой…
— Тема взаимоотношений Ахматовой и Гумилёва слишком объемна, чтобы мы могли ее сейчас обсуждать. Скажу лишь, что она волнует не меня одну. В рамках нынешнего ахматовского цикла Комитета по культуре в театре «Особняк» прошел концерт-спектакль «От счастья я не исцеляю» на музыку Сергея Осколкова-старшего, посвященный этой теме. Ну а тем, кто не успел посмотреть его, рекомендую фестиваль «Сергей Осколков и его друзья», в этом году он пройдет с 5 по
12 июня.
Беседовала Муза КАДЛЕЦ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~93qWo