Владимир Попов: «25 лет — как один день!»

14 Июня 2016

Владимир Попов: «25 лет — как один день!»

Государственный Русский концертный оркестр Санкт-Петербурга под руководством удивительного дирижера, настоящего профессионала своего дела, заслуженного деятеля искусств России Владимира Попова отмечает свой 25-летний юбилей. Оркестр знают и любят не только в Санкт-Петербурге, но в других городах России и за рубежом. Коллектив из музыкантов-виртуозов выступает на лучших сценах нашего города — это Большой и Малый залы Санкт-Петербургской филармонии, Государственная академическая капелла, Концертный зал у Финляндского вокзала, многие культурные центры Санкт-Петербурга.

Четверть века талантливые музыканты оркестра радуют своих поклонников вдохновенным исполнением. Публика неизменно сопереживает происходящему на эстраде, каждый находит что-то близкое своему сердцу. Многие отмечают лиричность и задушевность русских мелодий, теплое звучание домр и балалаек…
Мы беседуем с Владимиром Поповым на улице Жуковского, где обычно проходят репетиции оркестра. Я с любопытством рассматриваю плакаты на стенах, фотографии. Пустые пульты…Они недолго будут впитывать тишину. Скоро начнется репетиция, молодые, увлеченные музыканты займут свои места, и вновь зазвучит музыка. Владимир Павлович охотно, с юмором рассказывает об оркестре, людях, с которыми его сводила судьба, о любимой профессии — дирижировании.

— Владимир Павлович, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

— Я вырос в музыкальной семье, отец играл на скрипке, мама на фортепиано.
И, наверное, естественно, что я хотел стать или скрипачом, или пианистом. Но из-за травмы руки в скрипичный класс меня не приняли, пришлось освоить баян. Я окончил в Херсонском музыкальном училище отделение, где главной специальностью было «Дирижирование народным оркестром». И с тех пор буквально «заболел» дирижированием.
Затем была Ленинградская консерватория, где продолжил осваивать мастерство в классе В. Н. Ильиной, ученицы легендарного И. А. Мусина. Получил диплом как дирижер оркестра народных инструментов, мне присвоили квалификации «концертный исполнитель» и «дирижер-педагог», и госэкзамен по баяну, как ни странно, сдал на «отлично». Сразу по окончании, в 1968 году, мне предложили руководить симфоническим оркестром в Дальневосточном институте искусств, где я вел народный и симфонический оркестры. Оттуда переехал в Астрахань, затем — в Новосибирск. Поступил на факультет оперно-симфонического дирижирования, был одновременно старшим преподавателем консерватории и студентом этого факультета. Учился у знаменитого дирижера Арнольда Михайловича Каца. Арнольд Михайлович гениально дирижировал, я не мог отвести глаз, был заворожен, дух захватывало. Такой пластики, такой техники я никогда ни у кого не встречал. Когда я пришел к нему в класс, то сутками думал— почему тот или иной жест вызывает ту или иную реакцию музыкантов. Всё, чего я достиг в профессии, — от Арнольда Михайловича, который не очень умел объяснять, но гениально показывал.

— Много лет вы проработали в Русском народном оркестре имени Андреева. Каким образом судьба свела вас с этим коллективом?
— В Новосибирске во время госэкзаменов я получил приглашение из Ленинграда занять пост художественного руководителя и главного дирижера Русского народного оркестра имени Андреева. Я принял приглашение и прослужил там более семи лет. При мне впервые после долгого перерыва Андреевский оркестр стал выезжать за рубеж: во Францию, Германию, Данию, Испанию. Везде музыкантов приветствовали благодарные слушатели.
Я подружился со многими выдающимися певцами — Николаем Геддой (один из лучших теноров мира), Анатолием Соловьяненко, Виргилиусом Норейкой, Анатолием Кочергой, Марией Биешу, Зурабом Соткилавой. Мне повезло общаться с Галиной Ковалёвой (великое сопрано мирового уровня), Борисом Штоколовым (совершенно уникальный человек и исполнитель) и Ириной Богачёвой (прекрасное меццо-сопрано). Когда Штоколов пел романсы, люди плакали. Вот это была мощь, талант! Неизменно собранный и ответственный человек, к своим выступлениям, несмотря на колоссальный опыт, всегда готовился основательно, настраивался, входил в образ. Исполняемые песни он проживал, публика это чувствовала. Безумно дорожу дружбой с Ириной Петровной Богачёвой, ярким, удивительным человеком.

— История вашего оркестра началась в сложные 90-е годы…
— В 1985 году по ряду причин я ушел из Андреевского оркестра и стал работать в консерватории по своему второму диплому на кафедре музыкально-сценического мастерства и в оперной студии. А спустя несколько лет из Андреевского оркестра ушли 16 замечательных музыкантов, которые стали со мной сотрудничать. Мы с группой единомышленников решили создать Русский концертный оркестр. Удалось найти спонсоров, которые целый год нас поддерживали. Это был Торговый дом «Нева», коммерческому директору которого Анатолию Зеленко я буду благодарен всю жизнь. 16 мая 1991 года была первая репетиция, а в июне мы уже отправились на большие гастроли по стране. Через год оркестр набрал обороты, стал известен. Нас присоединили к Ленконцерту, и вскоре оркестр приобрел государственный статус. Я благодарен музыкантам, которые много лет, несмотря ни на какие трудности, остаются верны оркестру, своей профессии.

— Вы строгий руководитель?
— Я люблю своих музыкантов, горжусь ими. Каждый из них — яркая индивидуальность. Конечно, я требователен. Мне очень важно, чтобы они работали с полной отдачей, были артистичны. Добиваюсь качественного звучания инструментов. Слушатели должны получать удовольствие и заряд положительных эмоций от концертов. Я говорю музыкантам, что невозможно заставить божественно звучать инструмент, если в сердце пусто. Не могу не отметить замечательных артистов оркестра. Это Любовь Михайлова (концертмейстер оркестра), Екатерина Дайнеко, Альберт Хатмуллин, Варвара Захарова, Александр Чернобаев, Сергей Волнухин, Елена Иванова, Евгений Редькин, Анна Козлова, Екатерина Леонтьева, Анна Павлова, Инна Гладовская, Ксения Новикова, Евгения Маркова, Евгений Платонов, Александр Кондратенко, Михаил Тугарев. Практически все музыканты являются лауреатами международных конкурсов.

— Вы читаете лекции в школе, ведете просветительскую работу…

— Работа со школьниками очень важна. Нужно с детства воспитывать в человеке музыкальную культуру. Мы рассказываем об инструментах, композиторах. Наш коллектив участвует в ежегодных благотворительных концертах для школьников, ветеранов, в городских и общегосударственных праздниках, международных конференциях и форумах.

— С каким настроением вы смотрите в будущее?

— Работа приносит мне радость, я вижу, как музыканты преображаются во время концерта, им нравится то, чем они занимаются. Надеюсь, оркестр еще долго будет удивлять музыкой Чайковского, Масканьи, Рахманинова, Прокофьева, русскими песнями и романсами и новыми интересными проектами.
От всей души хочу поблагодарить наших поклонников, которые слушают оркестр на протяжении многих лет, за верность, неослабевающий интерес и эмоциональную поддержку. 25 пять лет творческого пути мы прошли вместе с вами, дорогие любители музыки!
Беседовала Ирина ЦИВИЛЁВА

P. S. 28 июня в 19.00 в Малом зале филармонии, на своей любимой концертной эстраде, Государственный Русский концертный оркестр Санкт-Петербурга отметит юбилей —
25 лет со дня основания!

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~j4ddL