Владимир Кошелев: «Наша традиционная музыка — это национальное достояние!»

Фото: Музей музыки

Фото: Музей музыки

1 Февраля 2021

Владимир Кошелев: «Наша традиционная музыка — это национальное достояние!»

13 января в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии Государственный академический русский оркестр имени В. В. Андреева открыл год 160-летия своего основателя концертом «Музыкальное приношение Василию Андрееву». Музыканты исполнили произведения В. Анд-реева, а также других русских композиторов XIX–XX веков. По традиции оригинальная музыка сочеталась с аранжировками произведений отечественных классиков — М. Глинки, И. Глазунова, Д. Шостаковича. Дирижировал Евгений Хохлов. 

Основатель Андреевского оркестра, реформатор русских народных инструментов, педагог, композитор, дирижер, исполнитель-виртуоз на балалайке и гармонике, Василий Васильевич Андреев родился 15 марта 1861 года. Созданный им оркестр имеет более чем столетнюю историю. С Владимиром Васильевичем Кошелевым — старшим научным сотрудником Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства и хранителем коллекции музыкальных инструментов Шереметевского дворца — мы побеседовали о Василии Андрееве, созданном им оркестре, народной музыке и многом другом. 

— Почему имя Василия Андреева так важно для отечественной музыкальной культуры? В чем была суть его новаторской и просветительской деятельности?
— Слушая Санкт-Петербург, когда-то звучавший вокруг Василия Васильевича Андреева (1861–1918), мы можем составить впечатление о том, чем была отечественная инструментальная музыка его времени. Да, почти во всем и вся — композиторская. Да, уже оформившаяся в национальную школу, но продолжавшая опираться на западноевропейские традиции почти во всем. «Почти» оставалось на долю отечественной традиционной инструментальной музыки бесписьменной традиции. Но это «почти» — другим «почти» и исключалось же: ее, традиционной инструментальной музыки, почти не существовало. Она, ее дух, ее инструменты, ее прошлое, да и тогдашнее настоящее исчерпывались буквально следующими пословицами: «Скрипка да гудок сведут домок в один уголок»; или: «Волынка да гудок, собери наш домок»; еще: «На словах, как на гуслях, а на деле, как на балалайке»… Нет народа, который не имел бы исконных музыкальных инструментов. Но чтобы так иронично относиться к ним?!
Однако Василий Васильевич Андреев не был склонен к иронии. Больше того! Предметом своего преклонения он избрал балалайку — бездельный, согласно народной мудрости, инструмент (сказка про Царевну-лягушку, да на музыкальный лад). 
Если кратко, Василий Васильевич Андреев вскрыл первобытный, уже надежно забытый пласт национальной музыкальной памяти и явил его — вначале и прежде всего — отечественной музыкальной культуре, а затем — мировой. Он создал национальный вид музицирования — балалаечный оркестр (1888 г.), а вскоре — домрово-балалаечный. Этим деянием Андреев внес, по словам А. Г. Рубинштейна, «новый элемент в музыку». Осуществляя свою миссию, В. В. Андреев был первопроходцем. Он шел ва-банк. Ставил на себя самого. Становлению и развитию балалайки и оркестра Василий Васильевич Андреев беззаветно пожертвовал всего себя.

— Какой бы «титул» вы дали ему?
— Нонконформист самой высшей пробы.

— Известно ли вам, почему Василий Васильевич Андреев выбрал именно балалайку? Не ограничивает ли этот инструмент жанровый диапазон музыканта? В чем особенности этого инструмента?
— Андреев избрал именно балалайку в силу своего врожденного дара предвидения — фантастической силы интуиции. Бесспорно, сегодняшнее реноме инструмента ярко свидетельствует о том, насколько он оказался прав в своем выборе. Балалайка ограничивает жанровый диапазон балалаечника в той же мере, в каковой может ограничить, например, пианиста — рояль, скрипача — скрипка и так далее. 
Особенности балалайки заключаются в ее абсолютно неповторимом, ни на какой другой не похожем, тембре голоса, его мягкости, нежности, широте, «укутываемости», задушевности… Невозможно понять, почему балалайка так звучит. Ведь музыкант касается собой всего ее корпуса (кроме деки), он ведь «глушит» ее! А она звучит, производя упомянутое впечатление! Загадка. Таинство.

— Можете ли вы назвать музыкантов — продолжателей дела Андреева по популяризации балалайки?
— К счастью, их немало! Российские музыкальные вузы ежегодно выпускают талантливых музыкантов, решивших, по примеру Андреева, посвятить себя балалайке. 
Вот очень краткий перечень знаменитых балалаечников, игра которых просто завораживала и продолжает это делать как вживую, так и в записях. 
Прежде всего, сам В. Андреев (1861–1918). Затем — Б. Трояновский (1883–1951). Знаменитые Е. Блинов (1925–2018), 
П. Нечепоренко (1916–2009), М. Рожков (1918–2018), А. Шалов (1927–2001)…
Ныне выступающие звездные исполнители: Ш. Амиров, 
А. Архиповский, А. Буряков, А. Горбачёв, А. Данилов, В. Зажигин, Е. Желинский и целый ряд других. 

— Действительно немало…
— Наконец, музыканты Государственного академического русского оркестра имени В. В. Андреева: Т. Кузьменко, А. Милютин, А. Щипицин и многие другие. Этот коллектив вообще можно назвать оркестром солистов, ведь очень большое число его артистов (как балалаечников, так и домристов) — по-настоящему виртуозные исполнители, лауреаты международных конкурсов. На концертах они часто выступают в сопровождении оркестра с сольными номерами, которые очень впечатляют.

— В чем, по вашему мнению, уникальность Андреевского оркестра?
— В его высочайшем художественном уровне, культуре исполнения, огромном и постоянно пополняемом репертуаре, тщательном отборе музыкантов — лучших в профессии. И, наконец, в его истории: он основан в 1888 году, является старейшим не только в России, но и в мире! После Октябрьской революции, не колеблясь, вслед за Василием Андреевым, который всегда был на стороне народа и поэтому поддержал революционные идеи, коллектив «вышагнул» из старой России и в расцвете сил явил себя новой. Уникальность этого оркестра состоит еще и в том, что в своем роде он единственно Академический — читай: Андреевский. Чтобы еще глубже понять, что это означает, здесь ограничусь лишь приведением полного названия другого старейшего оркестра России (1883 г.). Оно звучит так: «Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии». 

— Каким был репертуар оркестра при Василии Андрееве и сильно ли он изменился сегодня? Сохраняются ли традиции, заложенные Василием Васильевичем?
— Во времена Андреева, помимо обработок народных песен, в репертуаре оркестра важное место занимала музыка, сочиненная им самим: вальсы «Фавн», «Бабочка», «Воспоминание о Вене», «Грезы», вальс «Каприз», полонезы, мазурки и другие. Его музыка по сей день исполняется оркестром, по традиции именно с произведений Василия Васильевича Андреева начинается каждый концерт основанного им коллектива. Но это далеко не всё. Сегодня репертуар оркестра им. В. В. Андреева огромен. Он насыщен также переложениями классической музыки, музыки народов мира. Самое же важное то, что для оркестра непрерывно создается новая музыка: на всем протяжении его существования композиторы пишут специально для Андреевского как оркестровые произведения, так и концерты для солистов-инструменталистов в его сопровождении. Непреходящее значение в репертуаре оркестра занимают также аккомпанементы вокалистам — со времен Василия Васильевича Андреева оркестр тончайше сопровождает звучание человеческого голоса. С ним постоянно сотрудничают оперные певцы из многих театров страны. По всей видимости, именно такую панораму развития оркестрового репертуара своего коллектива представлял себе сам Андреев. 

— Как вы считаете, насколько актуальна народная музыка сегодня?
— Народная музыка сегодня актуальна настолько, насколько актуален сегодня родной язык, впитанный нами с молоком матери! Наша традиционная музыка — это национальное достояние!

— Расскажите, пожалуйста, о выставках, которые сейчас открыты в Музее музыки и рассказывают об истории национальных инструментов.
— Русские народные инструменты, а также инструменты народов России и других стран во множестве выставлены в витринах постоянной экспозиции «Открытые фонды». Среди них есть признанный шедевр — балалайка работы С. И. Налимова (1902 г., опус № 102), на которой играл сам Василий Андреев!

— Спасибо!
Беседовала Ксения ХУДИК
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 2 (185), февраль 2021 г.

P. S. Год 160-летия Василия Васильевича Андреева продолжается. В Шереметевском дворце — Музее музыки — можно увидеть балалайку, на которой играл маэстро, а послушать виртуозную игру музыкантов Андреевского оркестра можно будет в феврале. 17 февраля состоится концерт в Большом зале Санкт-Петербургской государственной академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича (андреевцы исполнят танцы из русских опер и балетов), а 19-го — в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга. Следите за афишей.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~p2gYD


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 01.07.2021 11:40:00 по 20.03.2022 12:40:00 Всероссийская литературная премия имени Федора Абрамова «Чистая книга»
С 28.10.2021 16:00:00 по 22.02.2022 17:00:00 Выставка «Ленинградские юнги»
С 09.11.2021 18:40:00 по 30.05.2022 19:40:00 «Русский авангард: механика, конструкция, быт»
С 11.11.2021 11:00:00 по 17.05.2022 12:00:00 Б-Ботаника
С 11.11.2021 11:00:00 по 15.02.2022 12:00:00 «Михаил Матюшин. Живопись. 1900—1910-е»
С 11.11.2021 11:00:00 по 01.06.2022 12:00:00 «Ф. М. Достоевский – узник Петропавловской крепости»
С 15.11.2021 13:10:00 по 10.03.2022 14:10:00 «Космизм в русском искусстве»