Сергей Осколков: «Надо верить людям!»

Фото из личного врхива С. Осколкова

Фото из личного врхива С. Осколкова

1 Октября 2019

Сергей Осколков: «Надо верить людям!»

В начале лета в Санкт-Петербурге, Петергофе, Ораниенбауме прошел XXIII Международный фестиваль искусств «Сергей Осколков и его друзья». Торжественно открылся фестиваль в Белом зале Большого Петергофского дворца концертом «Признание в любви», а закрытие состоялось в Ораниенбауме, где артисты создали «Пространство времени». Мы встретились с Сергеем Александровичем, чтобы поговорить о том, как всё начиналось, о времени прошлом и настоящем…

— Сергей Александрович, фестиваль «Сергей Осколков и друзья» родился в далеком 1997 году. Как вы решились организовать его в то довольно непростое для нашей страны время?
— Для меня размышления о времени всегда актуальны… Идея фестиваля зародилась в 1996. Это был вокально-фортепианный вечер в Ораниенбауме. После концерта, как водится, — посиделки, разговоры… Выяснилось, что я не чужд различным видам искусства: в свободное время рисую, пишу стихи, музыку… Поскольку я часто выступаю как пианист, у меня много фортепианных контактов, немало партнеров, друзей. И мы подумали: а что, если организовать такой маленький фестивальчик в здешнем замечательном парке. 
И создали фестиваль «Сергей Осколков и его друзья» в рамках, «внутри» фестиваля «Белые ночи в Ораниенбауме». Много тогда было смешного, интересного... Поиск денег для проведения фестиваля. Судьбоносные встречи… Оргкомитет представляли мои студентки — я уже преподавал в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов на кафедре искусствоведения. Название фестиваля тоже имеет свою историю. В Швейцарии скрипач Гидон Кремер устраивал фестиваль «Гидон Кремер и его друзья», мне это название запало в душу и преобразилось в «Сергей Осколков и его друзья». Думаю, Гидон Кремер на меня не в обиде. 
В 1997 году состоялся первый фестиваль: приехали мои друзья, сразу появились гости из-за рубежа. Еще одним вдохновителем был композитор и скрипач М. Е. Белодубровский, личность по-своему легендарная, апологет и пропагандист русского художественного и музыкального авангарда. С момента создания актуальной осталась следующая идея: фестиваль — это попытка синтеза искусств: музыки, живописи, поэзии, театра, кино. На первых фестивалях мы показали фильмы Александра Суляева — философско-эстетические эссе о Прокофьеве, Шаляпине, Коровине, Рахманинове и других… Художников сначала было 10—15 человек, сейчас у меня в новом буклете 62 фамилии. Организовать фестиваль — дело серьезное, и каждый год мы подумываем о завершении проекта. Но вот уже 22 года история продолжается.

— Отчего же думаете о закрытии?
— Мы недавно рассуждали с Марком Белодубровским о том, что такое фестиваль и вообще фестивальное движение. Ведь тогда, в 90-е, фестивалей было совсем немного: «Музыкальная весна», «От авангарда до наших дней», «Звуковые пути», «Звезды белых ночей»… У нас возникала масса идей, которые потом подхватывались другими. И это замечательно: ведь фестиваль — это некое жанровое объединение, синтетический «сверхжанр», подобно тому как в эпоху барокко — 
месса, оратория, позднее — симфония. В наше время, по моему мнению, фестиваль помогает объединять творческие силы. Я пытаюсь собрать художников, поэтов, артистов, музыкантов, чтобы они понимали, что мы вместе — значимая культурная общность. За эти годы мы наработали огромный творческий потенциал, а вот с менеджерскими кадрами, с такой прозой, как добывание денег, — по-прежнему сложно. 

— А почему именно «попытка синтеза»?
— Вспомним Вагнера, Скрябина… Их творчество взывало к синтезу. И современные идеи с привлечением мультимедийных средств — это всё те же попытки. Достичь полного синтеза, мне кажется, невозможно, но важен сам процесс. Однажды в рамках фестиваля «Тотальная импровизация» у нас был проект, в основе которого лежала «Песнь песней» царя Соломона. В проекте участвовали певица, музыканты, балерина, художники, поэты.

— Что же служит объединяющей идеей?
— За эти десятилетия у нас были разные формы построения программы: например, чтобы вся программа укладывалась в своего рода сонатную форму. У фестиваля, как в симфонии, может быть главная тема и дополняющая ее (спорящая с ней) побочная тема. Их противостояние, противопоставление — отражение диалектики жизни. Я стремлюсь к тому, чтобы участники фестиваля присутствовали на всех мероприятиях, с музыкантами — сложнее всего. В этом году фестиваль проходил под знаком 220-летия А. С. Пушкина. 
В Желтой гостиной Дома композиторов открылась конкурсная выставка картин современных петербургских художников: «Прогулки с Пушкиным». Композиторы написали произведения по пушкинским мотивам. Камерный ансамбль Николая Мажары сыграл сочинения, специально написанные для вечера, каждое из них сопровождалось эпиграфом из А. С. Пушкина в исполнении Леонида Мозгового. 
В Межрегиональном союзе концертных деятелей на Думской прошла презентация издаваемого нами журнала «Квадрига Аполлона». В Петергофе в Музее семьи Бенуа состоялся традиционный «детский» концерт, в котором приняли участие ученики музыкальных школ и школ искусств. В Доме композиторов мы представили документальный фильм «Я свободен» о непростой судьбе композитора Всеволода Задерацкого (режиссер Анастасия Якубек) и короткометражный художественный фильм «Последняя любовь» (режиссер Дмитрий Фролов), по сути — синтез поэзии, музыки, киноискусства. Этот фильм завоевал много наград, его надо увидеть.

— Может быть, назовете имена тех, кто участвовал в фестивале на протяжении этих лет?..
— Имен очень много. Только в этом фестивале участвовали 62 художника, около 40 поэтов, примерно столько же музыкантов. Назову некоторых, чьи имена сейчас вспомню: флейтист Роберто Фаббричини; кларнетист Мишель Маранг; кларнетист Хедвиг Швимберге; композитор, перкуссионистка Сатока Сусей; скрипачка Римма Сушанская; виолончелист Сергей Ролдугин; вокалисты Ольга Кондина, Галина Сидоренко, Андрей Славный; дирижеры Александр Титов, Владимир Фонин, Станислав Горковенко, ныне покойный. Оркестры — Губернаторский, Андреевский… Разные были коллективы — женский хор Серёжи Екимова, даже Хор Фарерских островов… Много было интересных встреч. За годы существования фестиваля в нем приняли участие артисты из 20 стран мира: Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании, Голландии, Швеции, Швейцарии, Бельгии, Дании, Литвы, Украины, Беларуси, Израиля, США, Канады, Мексики, Японии, Китая, Австралии. Поэтому фестиваль по праву называется международным. Я подумываю над созданием летописи фестиваля.

— Сегодня пригороды Петербурга все больше вовлекаются в культурное пространство. Вас, наверное, можно назвать одним из зачинателей этого движения… Фестиваль проходит в Петербурге, Петергофе и Ораниенбауме.
— Не зачинателем, нет, эта традиция зародилась 150 лет назад. Конечно, мы позиционировали себя как тех, кто эту традицию хочет возродить. Потом к нам действительно многие присоединились. И это очень хорошо. Сегодня добраться в пригороды гораздо проще. Но главное — нужно уметь замедлиться, остановиться на бегу и заметить красоту. Мы с вами сейчас беседуем на Исаакиевской площади. Это же чудо! А уж пригороды… Каждый из них — жемчужина! Мы должны делать то, что можем. Идущие за нами подхватят. Если не пытаться сохранить то, что есть, не возрождать то, что было, как можно говорить о будущем?.. Современной молодежи не хватает общегуманитарной базы, они не владеют культурными ориентирами, не знают норм этикета. Преподаватель должен прежде всего воспитывать. Знания можно найти в Интернете или книге. А вот как вести себя на концерте симфонической музыки, нигде не прочитаешь.

— Как вам удается сохранить бесплатный вход на мероприятия фестиваля?
— Фестиваль существует во многом благодаря тому, что не исчезли еще люди, способные видеть, слышать, отвечать добром на добро… Меценаты… Люди, далекие от искусства, поддерживают фестиваль. Необходимо верить в того, с кем ты общаешься. Надо верить людям!
Беседовала Ксения ХУДИК
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 9 (170), октябрь 2019 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~6tWA7