Педро Альберто Санчес: Орган — это часть нашей традиции

Фото предоставлено компанией «Art Assemblies»

Фото предоставлено компанией «Art Assemblies»

1 Декабря 2019

Педро Альберто Санчес: Орган — это часть нашей традиции

31 октября в Таврическом дворце в рамках органного фестиваля «Потёмкинские встречи», посвященного десятилетию капеллы «Таврическая», выступил испанский органист, священник ордена августинцев, отец Педро Альберто Санчес.

Отец Педро возглавляет капеллу знаменитого королевского монастыря Эскориал, ставшего в XVI веке символом испанского абсолютизма и крупнейшим на тот момент архитектурным сооружением планеты. Грандиозный комплекс дворца, библиотеки, монастыря и величественной базилики святого Лаврентия с королевской усыпальницей остается в числе самых посещаемых и узнаваемых исторических объектов Испании, своеобразным «испанским Ватиканом», а место руководителя капеллы Эскориала является одним из самых почетных и ответственных музыкальных постов королевства. Мы расспросили отца Педро Альберто Санчеса о его службе и о визите в Россию, организованном фондом «Искусство добра» при кафедральном римско-католическом соборе в Москве совместно с капеллой «Таврическая» в Санкт-Петербурге.

— Вы руководите музыкальной частью важнейшего исторического монастыря Испании — Эскориала. Что представляет собой современный Эскориал, помимо музея и туристов, как организована его жизнь? 
— Монастырь Эскориал, как известно многим, место туристическое, активно посещаемое. Но это не «мертвый» памятник, который когда-то был дворцом и монастырем, а сегодня предназначен только для туристов, нет! Монастырь Эскориал — это живой памятник, история в нем продолжается. Сегодня нас, братьев-августинцев, в монастыре проживает около пятидесяти. Примерно половина — священники, остальные — семинаристы, то есть те, кто готовится стать священниками. В монастыре есть школа и университет. Здесь же размещена королевская библиотека (одна из самых значительных в Испании, известная своей коллекцией арабских манускриптов). У нас имеется хор из 45 мальчиков, живущих здесь же. Они поют на литургии в базилике святого Лаврентия дважды в неделю: по субботам и воскресеньям.

— Каковы направления музыкальной деятельности Эскориала? Кроме богослужений проводятся ли здесь еще и концерты?
— Сегодня два «музыкальных столпа» в нашем монастыре — это детский хор и орган. Они — главные герои музыкально-литургической жизни. Кроме того, у нас есть большой карильон — колокольный орган. Он звучит ежедневно, например в полдень, созывая на молитву Angelus («Ангел Господень»). Детский хор в этом учебном году состоит из 45 мальчиков, с ними работает группа из 12 учителей музыки. В моем ведении находится литургическая жизнь в монастыре, музыкальная составляющая богослужений и обучение детей-хористов.
Помимо богослужений, в монастыре, конечно, проходят и концерты. Мы, братья-августинцы, организуем, прежде всего, концерты детского хора (на Рождество и Пасху) и органные концерты. А Фонд национального наследия (организация, управляющая монастырем) устраивает светские концерты на территории монастыря, с хорами и оркестром. 

— В энциклопедиях указано, что когда-то в Эскориале было 9 органов. Сколько сейчас инструментов в монастыре? Остались ли исторические органы? 
— В базилике имеется 4 «исторических» органа, но на самом деле исторический облик сохранили только их фасады, сами инструменты были капитально перестроены 
в 1931 и 1963 годах. Главный орган — самый большой в Испании — состоит из 15000 труб, у него 5 мануалов (клавиатур) и педаль. Сейчас он нуждается в серьезном ремонте. Есть еще орган-позитив, аккомпанирующий хору. В монастырской Старой церкви стоит орган фирмы «Realejo», отреставрированный 
в 1998 году. Еще один позитив есть в дворцовом крыле, в комнате дочери короля Филиппа II. Каждый год мы устраиваем концерты 
в сотрудничестве с Фондом национального наследия Испании и муниципалитетом города Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, где расположен монастырь.

— Расскажите, пожалуйста, о фестивале «Мадридская международная органная неделя», которым вы руководите. Насколько интенсивна органная жизнь испанской столицы? 
— Органная жизнь в испанской столице достаточно скромна по сравнению с другими большими европейскими городами. Тем не менее концерты проводятся в течение всего года. «Мадридская международная органная неделя» — это старейший в Мадриде органный фестиваль, который вот уже 40 лет подряд проводится в стенах августинской церкви св. Мануэля и св. Бенито. Фестиваль представляет собой «короткую неделю»: 5 концертов с понедельника по пятницу, по одному 
в день, и каждый раз выступает органист из новой страны. Происходит это всегда в последние дни мая в церкви отцов-августинцев близ знаменитых ворот Алькала в Мадриде.

— Вы раньше приезжали в Россию? Если выступали, то где?
— Это мой второй визит в Россию. В первый раз я приезжал сюда с детским хором Эскориала и играл на органе в Светлановском зале Московского международного Дома.

— Как принимала вас публика в России? И насколько высок интерес к органным концертам у ваших соотечественников?
— Я думаю, что орган интересует публику и в России, и в Испании. На меня произвели сильное впечатление любовь к музыке и энтузиазм публики в России. В Испании есть интерес, но, на мой взгляд, он мог бы быть и повыше, потому что орган — это часть нашей традиции, истории и нашей церкви.

— Какое впечатление произвел на вас Таврический дворец в Санкт-Петербурге? Какова ваша профессиональная оценка дворцового органа и зала, в котором проходило выступление?
— Таврический дворец в Санкт-Петербурге, безусловно, прекрасен, мне необыкновенно повезло, что я там выступал. В зале очень хорошая акустика, близкая 
к церковной. Честно говоря, у меня было немного времени для репетиции и я не успел полностью ознакомиться с возможностями органа, но однозначно — это великолепный и очень интересный инструмент. Органостроительная фирма «Герхард Гренцинг» — самая крупная в Испании, ею построен орган кафедрального собора Альмудена в Мадриде и ряд других инструментов, все они очень качественные. И я был рад найти в Санкт-Петербурге прекрасный испанский инструмент.
Беседовал Анатолий ПОГОДИН
Переводчик Виктория ТИМОФЕЕВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 11 (172), декабрь 2019 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~2DU6K


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента»
С 19.05.2022 19:10:00 по 04.10.2022 20:10:00 «Первые биографы Блока. Мария Бекетова» и «Первые биографы Блока. Корней Чуковский»
С 19.05.2022 20:50:00 по 04.09.2022 21:50:00 «Вигилиус Эриксен – портретист императрицы. К 300-летию со дня рождения»
С 27.05.2022 22:50:00 по 23.10.2022 23:50:00 «Люблю тебя, Петра творенье…»
С 08.06.2022 13:30:00 по 25.08.2022 14:30:00 Именем Петра
С 16.06.2022 13:30:00 по 13.09.2022 14:30:00 «Русское лоскутное шитье»
С 16.06.2022 14:50:00 по 13.09.2022 15:50:00 «Русское лоскутное шитье»