Ольга Пикколо: «Тема преображения – главная в моих концертах»

Фото: Валентин Барановский

Фото: Валентин Барановский

4 Мая 2016

Ольга Пикколо: «Тема преображения – главная в моих концертах»

Создателя лектория «Пикколо», музыковеда, члена Международной ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов Ольгу Пикколо знают не только в Петербурге, но и за рубежом. Юных петербуржцев, которые погрузились в мир музыки благодаря ей, не счесть. «Обнимаю крылами, /Провожаю глазами, /Только сердце поет…» — так пишет о концертах их автор. Теперь подобные лектории появятся и в других городах России. Этому можно только радоваться. Почему? Об удивительном мире «Пикколо» — из первых уст.

— Ольга, на вашем сайте размещена цитата С. Лупан: «Музыке можно научиться тем же способом, что и родному языку». Как вы понимаете ее и почему она вам близка?

— C книгами С. Лупан я познакомилась, когда 20 лет назад у меня родился сын. До сих пор я опираюсь на многие ее идеи и советую почитать ее книги всем родителям. Я согласна с
С. Лупан, которая утверждает, что музыке можно учиться так же, как и родному языку. Я росла в музыкальной семье, мама —
музыковед, сестра — скрипачка. Мама постоянно ставила нам пластинки, при этом не водила ни на какие развивающие занятия, которых тогда и не было. Именно дома я все время слушала музыку, не очень сложную, доступную малышам, — Шуберта, Рахманинова, Моцарта. С детства я впитала музыку как свой родной язык. Думаю, это самый лучший вариант: создать гармоничную музыкальную атмосферу в доме и в ней растить малыша до 3 лет, а затем — приводить в «Пикколо». Не нужно акцентировать внимание на музыке, музыка станет для ребенка естественной средой. Музыка — это некий вселенский язык, не словесный, а язык эмоций, чувств, фантазий. Моя задача на концертах — воспитать гармоничную личность, открыть в детях весь спектр их безграничной природы. Музыка помогает почувствовать свою суть, сохранить внутреннюю чистоту. Каждый ребенок талантлив с рождения. Чем больше он познает в раннем возрасте, тем больше в дальнейшем в нем откроется возможностей восприятия мира. Иными словами, чем больше в ребенке заложено, тем богаче он воспринимает мир. Поэтому главное для меня на концертах и спектаклях «Пикколо» — воспитание души и сердца ребёнка.

— В этом году «Пикколо» исполняется 17 лет, юношеский возраст. Расскажите, с чего всё начиналось? В чем своеобразие вашего проекта?

— Для «Пикколо» это солидный возраст. Все началось в 1999 году, когда у меня появились самые обычные детские сады. Там я проводила концерты чуть больше 10 лет. Это была колоссальная школа: бывало и 100 детей, все разные, без родителей. Я чутко прислушивалась к детским жестам, словечкам, они очень многое мне давали. Будучи учителем для детей, я была и их учеником. Лучший камертон моих концертов — дети, на каждом концерте я учусь у них. Например, вчера состоялась премьера сказки «Теремок». Я следила за детьми, за тем, как они сами придумывают движения, жесты. Они мне подсказывают, а не я им. Постепенно выкристаллизовался цикл 40 концертов о музыкальных инструментах. Невозможного для меня не существует, поэтому появлялись самые разные — арфа, гобой, старинный орган, практически все музыкальные инструменты. Весь этот огромный репертуар проходит на моей основной площадке в Мариинском театре. Есть и другие площадки — Мемориальный музей-квартира семьи актеров Самойловых, Большой театр кукол, сейчас намечается сотрудничество с театром «Буфф». За границей — Александровский театр в Хельсинки, концертный зал в Тампере. Уже год мы ежемесячно делаем там концерты — не только для русскоговорящих детей, но и говорящих по-фински. Сценарии переводятся на финский язык, и детки слушают концерты через наушники. Сначала мой лекторий назывался «Тутти», то есть «Всё» — весь оркестр. Потом мне это название показалось громоздким. Был вариант «Свирель», потому что я очень люблю флейты. Название «Пикколо» придумал муж. Это звучное, емкое, яркое имя закрепилось за нашим лекторием. «Пикколо» значит «маленький», для малышей. Это слово нравится детям. Я взяла себе этот псевдоним, и иногда дети называют меня «Ольга Пикколовна».

— Как бы вы охарактеризовали жанр концертов?

— Мне кажется, что чем меньше средств используется в каком-либо виде искусства, тем больше работает душа. «Пикколо» — не театр. У меня никогда не бывает кукол, за очень редкими исключениями, нет никакой театрализации. Зато есть строгость и лаконичность: черные фраки, белые рубашки, бабочки музыкантов, классическая строгость их музыкальных инструментов, рояль и я, ведущая. Именно через минималистичность средств выражения работает душа ребенка. Визуальные и шумовые эффекты тормозят его фантазию.

В течение 45 минут на моих концертах царит тишина. Концерты «Пикколо» очень тихие. Необычно тихие. Когда ребёнок начинает слышать тишину своего сердца, его звучание. Для меня это крайне важно. Как мне это удается? Концерты лектория – это концерты-сказки. Сказки придумываю я сама, иногда беру классические. Это камерные концерты, на которые приглашаются 20–25 детей с родителями, но сидят дети отдельно. Слушатели принимают активное участие в концертах. В какой-то момент начинает казаться, что дети сами ведут концерт. Классическая музыка проходит незаметно через всю мою сказку, дети что-то изображают под нее и попадают в другой мир, они находятся в сказке и выходят из нее другими. Для меня концерты — тоже не работа, а отдых, с каждым концертом я становлюсь легче и счастливее.

— Расскажите о ежегодной выставке «Дети рисуют музыку».

— Выставка проходит в мае в Мемориальном музее-квартире семьи актеров Самойловых. Я готовлюсь к ней целый год: собираю каждую неделю рисунки, которые дети создают совместно с родителями. Они постоянно поражают меня своей безграничной фантазией. Признаюсь, очень сложно выбрать победителя, все работы очень трогательные, некоторые висят у меня дома. У меня в лектории работает человек, которого я считаю своим учителем, хотя она и говорит, что это я — ее учитель, музыковед Элла Борисовна Фрадкина. Ее супруг Эмиль Финкельштейн — автор замечательной книги «Музыка от А до Я», которую я часто дарю победителям. Эта книга помогает познать мир музыки, там очень много интересного написано о музыкальных инструментах.

— Кому адресованы ваши концерты?

— У нас существует 3 цикла. Первый — для самых маленьких, это начальная ступень. Он включает 40 концертов, которые дети в возрасте от 3 до 6 лет могут слушать в течение 2 лет. Цикл называется «Музыкальные инструменты в сказочной стране Пикколо». Каждый инструмент — это человеческий образ, характер, история. Второй цикл «Великие композиторы – малышам Пикколо» предназначен для детей от 5 до 12 лет, это вторая ступень «Пикколо». 28 концертов в течение 2 лет ведет Э. Б. Фрадкина. Третий цикл «Музыка песчаных сказок» из 10 спектаклей-концертов рассчитан на детей от 4 и до бесконечности. Это удивительный и пока неразгаданный мной до конца жанр сплава песочной анимации, музыки и слова. Это тонкое переплетение завораживает и детей, и взрослых. В Мариинском-3 прошли 3 моих спектакля: «Встречи с Маленьким принцем», «Детский альбом стеклянного мальчика» (по мотивам «Детского альбома»
П. И. Чайковского, но для ударных музыкальных инструментов) и, наконец, мой последний проект — «Синяя птица», сказка-путешествие по феерии М. Меттерлинка. Я являюсь автором, режиссером, создателем музыкальной подборки. Конечно, помогает музыковедческое образование. Мне кажется, что после спектаклей «Пикколо» публика уходит преображенной. Тема преображения является главной темой всех моих концертов. Моя задача в том, чтобы дети после концертов отбрасывали наносную шелуху, становились чистыми, раскрепощенными, равными самим себе и чуточку счастливее Задача родителей — сохранить эту чистоту и счастье. После этих концертов я тоже становлюсь иной. Я не работаю на сцене, я дышу этим. Это музыкально-терапевтическая работа.

— Отслеживаете ли вы дальнейший путь участников лектория? Продолжают ли ребята обучение в музыкальных школах?

— Образовательная составляющая тоже есть в наших концертах. Это не только игра, сказка, это еще и концерт-занятие. На всех 60 концертах дети получают домашнее задание. Я его проверяю абсолютно у всех. В этом тоже проявляется индивидуальный подход к каждому ребенку. Тех, кто приходит в Музей-квартиру Самойловых, я знаю по именам, знаю их характерные особенности, поскольку общаюсь с ними в фойе еще до начала концерта, проверяя задание и таким образом узнавая об их настроении, мыслях и т. д., дарю им подарки. Так начинается наше общение. Потом с сияющими глазами они входят в зал, и начинается другое действо, душевная, духовная работа. После концерта все дети имеют возможность подойти к музыкальному инструменту, взять в руки смычок, провести по струнам виолончели и даже сыграть какую-нибудь мелодию под руководством маститых музыкантов. Великая задача родителей — почувствовать преображение, которое произошло с ребенком, сохранить его до следующего концерта. Пронести его на протяжении всех 60 концертов — это колоссальная работа. При Детском музыкальном лектории «Пикколо» уже второй год существует музыкальная школа «Пикколо» с лучшими преподавателями Петербурга. Многие дети, которые регулярно посещают концерты, ходят и в музыкальную школу. С другой стороны, поступление ребенка в музыкальную школу — это не моя задача. В то же время каждый год я заглядываю на сайт лучших музыкальных школ города и вижу там имена моих постоянных слушателей. Музыка становится частью их жизни. Самый первый слушатель моего лектория —
мой сын, сейчас он студент Санкт-Петербургской консерватории и выступает на сцене Мариинского театра. Ходите в лекторий «Пикколо», и вы будете выступать в Мариинском театре! Путь от «Пикколо» ведет в консерваторию и Мариинский театр. Продолжается связь с музыкой моих маленьких воспитанников и летом: в начале июля Хельсинки принимают детей и их родителей в музыкальном лагере «Пикколо» в чудесном загородном местечке Раасепори.

— Расскажите об артистах, которые принимают участие в концертах.

— Найти хорошего артиста не так легко. Он должен обладать некой эпатажностью, быть открытым, гореть, чтобы держать своей энергетикой зал. Со мной работают артисты Михайловского, Мариинского театра, Филармонии джазовой музыки. Лет 15 ушло на становление основного состава моих артистов. Это был сложный и трудоемкий процесс. Главное —
артистизм и любовь к делу. У нас одна семья с артистами и детьми. Мы радуемся успехам друг друга и живем этим.

— Вы проводите и благотворительные концерты, не так ли?

— Я никогда от них не отказываюсь. Мои чудесные артисты тоже безвозмездно соглашаются выступать в онкологических центрах, для детей с ограниченными возможностями. Это необъемлемая часть моей деятельности.

— О чем вы мечтаете?

— «Пикколо» уже многого достиг. И его достижения, спектакли, концерты, информацию о музыкальной школе «Пикколо» и музыкальном лагере можно увидеть на нашем сайте piccolosolo.ru. Моя задача — не останавливаться, непрестанно учиться: если буду расти я, будет расти и «Пикколо». Нести любовь, свет, радость преображения малышам и родителям. Перед каждым концертом я даю себе установку, что именно этот будет самым лучшим. С таким праздничным настроением я выхожу на сцену и надеюсь, что это ощущение передается моим слушателям.

Беседовала Ксения ИВАНОВА

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~1aKhT