Марина Годлевская: «Сохранить память»

Фото: Владимир Постнов

Фото: Владимир Постнов

11 Января 2021

Марина Годлевская: «Сохранить память»

В декабре в Санкт-Петербургском государственном театре музыкальной комедии был представлен уникальный проект, приуроченный к 110-летию со дня открытия «Палас-театра». В Розовом фойе и Гроте состоялись три камерные премьеры, призванные воскресить особенную атмосферу первого театра в здании на Итальянской улице. Мы побеседовали с руководителем литературно-драматургического отдела театра Мариной Михайловной Годлевской о гении места, живущем на Итальянской, 13.

— Уважаемая Марина Михайловна, в декабре Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии представил цикл, посвященный 110-летию театра «Палас». Почему эта дата важна для Театра музыкальной комедии?
— Да, действительно, в декабре этого года наступила очень значимая для нашего театра дата: 110 лет со дня основания здесь, по этому адресу, первого опереточного театра — «Палас-театра». Это был третий театр оперетты в городе. Сейчас в Петербурге один государственный театр этого жанра, а тогда, в начале XX века, было два крупных частных заведения и множество небольших антреприз. Для нас хранить память о «Паласе» чрезвычайно важно. Начнем с того, что наш театр необычайный: зайдя с улицы, зрители попадают в настоящий дворец — шикарная мраморная лестница, изумительные фойе. Атмосфера важна и для и артистов, и для публики: придя в такой дворец, они чувствуют себя абсолютно по-другому. 

— Расскажите, пожалуйста, об истории здания.
— Здание было построено в 1801 году на участке, принадлежавшем Ованесу Лазаряну — меценату и ювелиру из Армении. Вначале это был доходный дом, хозяева менялись. Через полвека произошла первая перестройка фасада и некоторых внутренних помещений, появилась мраморная лестница… Еще через пятьдесят лет дворец выкупил великий князь Николай Николаевич Младший и подарил его своей подруге — актрисе Александринского театра Марии Потоцкой. По заказу Николая Николаевича интерьеры здания были заново отделаны архитектором Александром Хреновым, и дом превратился во дворец. В 1910 году произошло страшное событие: во дворцовом флигеле случился пожар, который уничтожил большую часть здания, но, слава Богу, сохранились залы, выходящие на Михайловскую площадь. Тогда предприниматель Иван Пыльцов приобрел то, что осталось от здания, преследуя одну цель: как можно быстрее открыть здесь театр. И именно театр оперетты. Дирекцию составили пять человек: замечательный опереточный артист Александр Полонский и… четыре бывших официанта. Предполагаю, они получали такие хорошие чаевые, что были в состоянии выкупить театр. За полгода был сделан ремонт, выстроена сцена, зрительный зал и гардеробы. 18 декабря 1910-го новый театр открылся для зрителей, пора-зив и роскошью убранства, и репертуаром. Кроме большого зала, на втором этаже на первом работал ресторан, а недавно, совершенно случайно, мы узнали, что здесь же находились две парикмахерские для зрителей. В одной из бывших гостиных оборудовали роскошный грот, что было модно в то время. «Палас» буквально блистал, и в некоторых рецензиях писали, что у этого театра не только замечательное месторасположение, но и такие внутренние помещения, что каждый захочет прийти сюда даже просто так, вне спектакля.

—Кто из известных артистов выступал здесь? Каким был репертуар?
— Репертуар был интересный. Если я назову такие фамилии, как Жильбер, Гранихштедтен, Кюннеке, Колло, Поллини, вы решите, что я говорю на другом языке. Потому что ни одна из этих фамилий сегодня, к сожалению, неизвестна. Между тем, это были очень модные в то время опереточные авторы. Причем режиссеры театра могли свободно ездить в Вену и приво-зить оттуда все новинки. Из произведений, шедших на сцене «Паласа», мы выбрали оперетку Вильгельма Шпачека, которая называется «Тук-тук». Это был первый наш подарок зрителям к 110-летию театра «Палас», который мы представили 5 декабря. Однако в основном репертуар состоял из произведений Франца Легара. Почему? Легар был жив и писал оперетту за опереттой. За его творчеством пристально следили, его оперетты знали и любили в городе. В 1912 году этот замечательный композитор приезжал в Петербург и дирижировал несколькими показами оперетты «Ева». И каждое новое его произведение ставилось в «Палас-театре». Немного позже, примерно с 1915 года, начали ставить оперетты автора, перед которым преклоняется вся наша страна, — Имре Кальмана. Репертуар «Паласа» был обширный, но спектакли шли по определенной схеме: в течение месяца каждый день давали одно и то же название, и никого это не удивляло. Потом спектакль менялся.
Если говорить об артистах нового театра, то в «Паласе» выступали и опереточные, и драматические артисты. Интересно, что при «Палас-театре» всегда существовало кабаре, которое находилось приблизительно там, где сейчас расположен Малый зал. Причем, какой бы коллектив ни работал в здании, кабаре было всегда, менялись только его названия. Первое кабаре в ресторане при театре собирало после спектакля артистов «Палас-театра» и близлежащих театров: здесь часто выступали звезды Александринки, нынешних Михайловского театра и БДТ. Очень тесно связан с историей «Паласа» Леонид Утёсов: сначала он выступал здесь как артист варьете, а затем — оперетты. Позднее, когда уже после революции здесь, в бывшем «Паласе», обосновался театр «Мюзик-Холл», которым руководил Исаак Дунаевский, Утёсов играл в спектакле «Музыкальный магазин». Здесь же он выступал со своим «Теа-джазом». В 1918 году «Палас-театр» был ликвидирован. Но в этом же здании то и дело появлялись новые театры: сначала — Первый революционный героический театр Александра Мгеброва. Затем здесь много лет работал Валентин Валентинов — композитор, артист, режиссер, создатель «рваного» жанра на эстраде и оперетты-«мозаики». Режиссер Константин Марджанов, ранее поставивший в «Паласе» несколько спектаклей, в том числе «Тук-тук», организовал изу-мительный Театр комической оперы, который показывал не только всемирно известные оперы, но и драматические спектакли, привлекал интересных актеров. При Марджанове, кстати, кабаре стало носить забавное название «Хромой Джо», тут выступали звезды эстрады — Владимир Хенкин, Владимир Давыдов, Наталья Тамара… 

— Когда началась эпоха Театра музыкальной комедии в здании на Итальянской? 
— Наш театр переехал сюда в 1938 году и открылся спектаклем Д. Обера «Черное домино». Театр вырос из коллектива, который работал в нынешнем Театре комедии. Это была опереточная труппа артиста М. Ксендзовского и режиссера А. Феона, который тоже сначала был артистом. Они организовали антрепризу «Музыкальная комедия». Год создания Театра музыкальной комедии — 1929, когда антреприза Ксендзовского и Феона была национализирована, а к ее труппе присоединились тринадцать артистов Харьковской оперетты, которая гастролировала тогда в Петербурге в помещении бывшего Народного дома. Кстати, в Народном доме и обосновался на несколько лет второй (после московского) государственный театр оперетты в стране — Театр музыкальной комедии. Надо сказать, что это объединение помогло работе: артисты были из другого города, с другими пристрастиями, другой актерской школы. Постепенно в новом театре возникала целая плеяда будущих звезд оперетты, среди которых были Николай Яковлевич Янет, Нина Васильевна Пельцер, Александр Александрович Орлов, Анатолий Викентьевич Королькевич, Алексей Макарович Смирнов, Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова, ныне здравствующая Зоя Акимовна Виноградова… В разные годы у нас работали и работают очень многие интересные артисты, о них мы помним и будем помнить, пока жив этот театр. 

— Молодые артисты современной Музкомедии знают об истории своего театрального дома? 
— Конечно, наши артисты знают о прошлом театра, в котором они работают. И не только о театре «Палас», положившем традицию исполнения оперетты по этому адресу. Ведь за девяносто лет наш театр чего только не пережил. Это был не просто опереточный театр. Его коллектив помог выжить во время войны ленинградцам и их защитникам — Музкомедия работала все 872 дня блокады… 

— Расскажите, пожалуйста, о юбилейном цикле, посвященном «Паласу». 
— Это второе наше обращение к истории этого театра после поставленного в Гроте спектакля «Кабаре на Итальянской», который мы играли к 100-летию открытия «Паласа». Через десять лет, к 110-летию «Палас-театра», возник цикл, сформированный таким образом, чтобы представить разные жанры, в которых работал коллектив. Во-первых, оперетта: «Тук-тук» Вильгельма Шпачека — совершенно замечательный пустячок с прелестной, весьма энергичной, очень мелодичной и эмоциональной музыкой и смешными диалогами. Это дань оперетте, ради которой театр существовал. «Тук-тук» открыл цикл и был показан в Розовой гостиной в сопровождении небольшого оркестра под управлением главного дирижера театра Андрея Алексеева. С 1917 года, когда состоялась его «паласовская» премьера, это первое представление. Музыка Шпачека актуальна и сегодня, а комедия как жанр всегда современна, если она качественно сделана. Две другие программы задуманы в духе кабаре разных лет. Первая — «Когда вся жизнь была иной» — это дань Серебряному веку русской поэзии. Цикл на стихи поэта Николая Агнивцева написал наш современник, композитор Андрей Тихомиров. Это программа филармонического типа, скорее концерт, который мы попытались сделать театральным. Артисты впервые встретились с подобным материалом. Сначала им было трудно, потому что они никогда не занимались такими текстами и такой музыкой, но в итоге справились и сделали это блестяще. Заключительная программа — «Осенние цветы» — 
посвящена романсу. В ней звучат произведения советских композиторов старой петербургской школы, некоторые из которых представлены впервые. Знакомство с новой музыкой полезно и для зрителей, и для артистов. Мне кажется, что такое разнообразие в репертуаре просто необходимо. А наш жанр дает возможность и спеть, и станцевать, и сыграть.

— Будет ли цикл представлен еще раз?
— Программа вошла в афишу и будет представлена в январе и феврале.

— У проекта будет продолжение?
— Мы очень хотим продолжить наш творческий поиск. Из цикла А. Тихомирова может получиться большая развернутая программа, потому что сейчас мы показали только избранные номера. Буквально на днях мы обсуждали оперетту «Ночи любви» В. Валентинова. Далее хотим отдать дань памяти Андрею Петрову, песенная музыка которого так и просится на сцену. Для нас важно сохранить память обо всех, кто работал здесь в разные исторические периоды, а также восстановить в правах авторов, на имена которых наложена печать забвения.

— Какие важные даты театр будет отмечать в 2021 году?
— Прошедший год был годом Ф. Легара: в ознаменование 150-летия со дня его рождения в театре состоялся большой концерт «Легар-Гала», составленный из его произведений. Однако из-за начавшейся пандемии мы не смогли пока выпустить запланированную премьеру его оперетты «Фраскита», над которой работает венгерский режиссер Габор Миклош Кереньи. Ожидается, что это может быть очень интересный спектакль — материал очень добротный. Сама «Фраскита» уже лет двадцать пять не шла на нашей сцене. Кроме того, мы продолжим работу над большим международным проектом: в 2022 году театр планирует поставить спектакль к 350-летию со дня рождения Петра Первого. Над этим проектом работают американская команда и русский либреттист.

— Может быть, у вас есть пожелание для наших читателей в преддверии Нового года?
— Мечтаю, чтобы все были здоровы!

— Спасибо!
Беседовала Ксения ХУДИК
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 1 (184), январь 2021 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~ppkLh


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время