Клаус Мякеля: «Я никогда не делаю того, в чем сам не уверен»

31 Октября 2019

Клаус Мякеля: «Я никогда не делаю того, в чем сам не уверен»

Старейший Международный музыкальный фестиваль в финском Турку отметил свое 60-летие. Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева завершил программу юбилейного фестиваля. 

В фестивале приняли участие звезды мировой классической музыки: вокалисты Беньямин Аппл и Майкл Фабиано, камерный оркестр «Кончерто Кёльн», грузинская пианистка Хатия Буниатишвили, скрипачи Юлиан Рахлин, Юн Стургордс, Сергей Малов и Никита Борисоглебский.
В торжественном концерте-открытии выступили всемирно известный американский баритон Томас Хэмпсон и Филармонический оркестр Турку под управлением своего нового главного дирижера и художественного руководителя фестиваля Клауса Мякеля.
Я не припомню, чтобы в столь молодые годы кто-то из дирижеров мог возглавлять музыкальные коллективы такого уровня, как филармонические оркестры Турку и Осло (со следующего сезона Клаус Мякеля сменит там Василия Петренко), и, наконец, симфонический оркестр Шведского радио (там Клаус занимает позицию главного приглашенного дирижера).

— По первому образованию вы — виолончелист. Что привело вас в дирижерскую профессию?
— Я играю на виолончели с детских лет. Учась в школе, я начал петь в хоре Финской национальной оперы. Первым спектаклем была «Кармен» Бизе: наблюдать за руками дирижера было счастьем для меня. Тогда я и решил стать дирижером. Когда мне исполнилось двенадцать, я поступил в класс виолончели Академии музыки имени Яна Сибелиуса и узнал, что там есть класс дирижирования под руководством Йормы Панулы, известного дирижера. Я подал заявку и поступил. После окончания учебы в академии я работал в основном в Финляндии, а также в других странах Скандинавии и некоторых городах Европы, Америки, Японии и Китая. 

— Клаус, как эволюционировала финская дирижерская школа? Что вы для себя почерпнули в классе Йормы Панулы?
— Йорма Панула — один из двух виднейших преподавателей дирижирования наряду с Ильёй Мусиным. Они разные по характеру, но всегда разделяли общие ценности. Панула часто говорил на своих уроках: «Помогай, но не мешай музыкантам». Панула всегда требовал, чтобы мы искали свой собственный стиль, давал нам найти самих себя. 

— Как вы сочетаете игру на виолончели с дирижированием?
— Большую часть времени я дирижирую, но уделяю много времени игре на виолончели, что очень полезно для меня самого. Невозможно требовать что-то от коллег-музыкантов, если у тебя нет аналогичных навыков. К тому же мы в Турку играем много камерной ансамблевой музыки. 

— Что вы думаете о современной музыкальной Финляндии сегодня?
— Наша страна постоянно находится в музыкальном развитии. Без Сибелиуса невозможно представить историю финской музыки, но я и сегодня чувствую великую силу современных композиторов: Кайи Саариахо, Магнуса Линдберга, Себастьяна Фагерлунда. Среди молодого поколения тоже немало интересных имен, например Саули Зиновьев — композитор-резидент фестиваля в Турку. 

— Клаус, как можно реализовать себя в столь молодом возрасте и получить такие внушительные контракты с мировыми оркестрами? 
— Единственный и правильный путь — оставаться самим собой. Авторитет должен идти изнутри, когда ты уверен в том, что ты предлагаешь. Я никогда не делаю того, в чем сам не уверен. 

— Каким вы представляете будущее музыкального фестиваля в Турку?
— Мне очень приятно возглавить команду этого старейшего музыкального фестиваля. В его программах уделяется большое внимание как современным произведениям, так и музыке композиторов прошлого. Турку — красивый город, это просто идеальное место для фестиваля. У нас функционируют концертный зал, зал камерной музыки, исторический замок, церкви, резиденция архиепископа и другие места. Мы постоянно находимся в поиске новых площадок, своего рода альтернатив концертным залам. Здесь можно сконцентрироваться на музыке лучше, чем в больших городах с трафиком и шумами. В Турку потрясающая и отзывчивая публика. 

— В программе концерта-открытия юбилейного фестиваля прозвучали произведения Штрауса, Малера и Саариахо. Это был ваш выбор?
— Основной идеей было объединить несколько философских миров. Мы открыли наш концерт увертюрой к опере Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры», затем прозвучала симфоническая поэма «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса и песни из цикла Густава Малера «Волшебный рог мальчика». Я подумал, что нам нужно найти еще нечто современное для контраста, поэтому выбрал короткую пьесу «Астероид 4179» Кайи Саариахо, которую мы играли без паузы перед «Заратустрой» Штрауса. 

— Вы думали о новом концертном зале в Турку?
— Конечно, это необходимо для оркестра и публики: фестиваль от этого только выиграет. Я очень надеюсь, что построят новый зал и для филармонии в Осло: о нем тоже так долго и много говорили. 
Беседовал Виктор АЛЕКСАНДРОВ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 10 (171), ноябрь 2019 г.
Фото предоставлено пресс-службой Международного фестиваля в Турку
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~3DZet