Илья Архипов: «Оригинальная музыка для спектакля — жанр умирающий»

Фото: Фото: Алексей Костромин

Фото: Фото: Алексей Костромин

6 Февраля 2020

Илья Архипов: «Оригинальная музыка для спектакля — жанр умирающий»

Накануне Нового года режиссер Илья Архипов получил Молодежную премию Правительства Санкт-Петербурга в области художественного творчества, выпустил два музыкальных спектакля — «Злючка» и «Ледяной цветок» (в театре «Мюзик-Холл»), а спектакль «Маленький принц», поставленный на сцене организованного им Камерного театра, был номинирован на театральную премию «Арлекин».

— Илья, я хорошо знакома с вашими музыкальными постановками, но «Маленький принц» заявлен как спектакль драматический. Но музыка ведь в нем есть?
— Да, музыка Антона Андреева. И это отдельный космос! Она вся очень разная — звучащая тишина, звучащая жизнь, звучащая смерть — и написана в неповторимом стиле минимализма. Она существует и как самостоятельный персонаж, и озвучивает душевное состояние — Маленького принца и Летчика. Рассказывает о человеке, оказавшемся в пустыне своей души. 

— Как поэтично! Музыка всех ваших спектаклей пишется, подбирается по абсолютно индивидуальным лекалам. В декабре вы выпустили два совершенно непохожих мюзикла: «Злючку» и «Ледяной цветок». Как создавалась музыка для них?
— Я почувствовал, что «Злючку» надо решать в классическом бродвейском ключе. В спектакле можно услышать хиты (и не только) из бродвейских и европейских мюзиклов, например, «реплику» из «Чикаго» или песню Джинна из «Аладдина» Алана Менкена. 
Музыку к «Ледяному цветку» сочинил Антон Андреев. По моей просьбе он старался совместить классику с разными жанрами; я хотел, чтобы партитура отталкивалась от русской музыки, присутствовало цитирование Прокофьева, Стравинского. Было написано четырнадцать полноценных музыкальных номеров, партии Антон писал в расчете на исполнителей, так как сразу было понятно, кто будет участвовать в спектакле. 
Не обошлось без сложностей. Первую арию — проклятье Ведьмы — записала Екатерина Ландо, которая играет роль Любавы. У Кати очень необычный голос, а мне хотелось сочетать в партии Ведьмы несколько голосов, сделать запись в манере этно-рок. Получилось полное попадание в образ! В партии Любавы совсем другая манера звуковедения, другой характер, и зрители — да и мы сами (улыбается) — не слышат, что за двух героинь поет одна актриса.
Еще я просил и композитора, и аранжировщика Тимофея Маслова отталкиваться от иллюстраций Ивана Билибина к русским сказкам, так как коллекция костюмов сделана в их стиле. Кстати, некоторые зрители назвали в социальных сетях наш «Ледяной цветок» славянским Диснеем. Нам это очень понравилось.

— «Ледяной цветок» — необычное и очень масштабное полотно, хотя был сделан для новогодней кампании. У него есть будущее?
— Спектакль продолжит существование как проект Камерного театра, уже как «Аленький цветочек». Будут дописаны музыкальные номера, и история станет ближе к Аксакову. 

— Как Антон Андреев писал музыку к феерической «Сорочинской ярмарке»? Какие установки получил от вас?
— Я хотел, чтобы в основе партитуры лежали украинские колыбельные песни, а также присутствовала карпатская мелодика и немного румынских мотивов, все это по моим ощущениям связано с малороссийским звучанием. Реальные украинские тексты смешаны с глоссолалией. Весь саунд-дизайн был записан специально, специально мы нашли и человека, играющего на цимбалах. Была проделана сложная работа по созданию атмосферы шумящей гоголевской ярмарки, как я ее себе представляю. И мне кажется, получился настоящий гоголевский звуковой «водопад». 

— А к музыке к «Волшебному кольцу» по сказке Бориса Шергина как подбирались?
— О… (улыбается) было целое расследование… Там тоже все строилось на колыбельных, потому что море, лодочка, качающаяся на волнах как колыбель… Там есть фольклор архангельский, много юмора присутствует — например, Антон написал очень милые куплеты торговца, в которых использовал еврейские мотивы. Музыка получилась очень атмосферной. Для Антона важен текст; стоит ему его увидеть, сразу в голове рождается ритм. Когда мы работаем над музыкальным материалом, я бегаю вокруг него, прыгаю, показываю — кто, откуда выходит, что у кого в руках и т. д. Он хоть и смеется надо мной, говорит, что ему важно знать, куда все движется, чтобы понять, какой должна быть мелодика. Написание музыки для спектакля — жанр, к сожалению, умирающий. Сейчас многие пользуются подбором, но если мы говорим о музыкальном спектакле, очень здорово, когда есть композитор. Антон Андреев относится к композиторам, понимающим, что музыка — это инструмент, который в какие-то моменты помогает герою, а когда-то выходит на передний план и занимает пространство полностью. Он все это чувствует, и очень талантливо у него все это получается, по-моему. 
А прекрасные аранжировки делает Тимофей Маслов: только тогда, когда композитор работает в тандеме с аранжировщиком, можно приблизиться к идеалу. 
Беседовала Светлана РУХЛЯ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 02 (174), февраль 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~KYxCM