I Международный музыкальный Фестиваль «Дворцы Крыма — Дворцы Санкт-Петербурга»

2 Октября 2018

I Международный музыкальный Фестиваль «Дворцы Крыма — Дворцы Санкт-Петербурга»

Марию Сафарьянц, заслуженную артистку России, президента Международного музыкального фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», я застала за просмотром фестивальных крымских фотографий. Под шорох сентябрьского листопада мы вспоминали лето и разговаривали о музыке и истории. Ливадийский, Массандровский, Воронцовский дворцы, Ялтинский театр имени А. П. Чехова, замок «Ласточкино гнездо», Херсонес Таврический и даже Артек (а иначе — дворец Суук-Су) — в этих чудесных местах прошел Первый международный музыкальный фестиваль «Дворцы Крыма — дворцы Санкт-Петербурга».

— Мария Саркисовна, расскажите, как родилась идея провести фестиваль «Дворцы Крыма — дворцы Санкт-Петербурга»?
— Совершенно естественно. Было это примерно так.
В прошлом году на закрытии фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» в Екатерининском дворце выступал Мишель Легран. На концерте присутствовала министр культуры Республики Крым Арина Новосельская, которая была очень впечатлена роскошью и величием дворца, мастерством музыканта, мероприятием в целом. Она пригласила нас в Крым провести нечто подобное. У меня эта идея родилась уже давно. С Крымом связано много теплых воспоминаний: детство, родители… Мы ездили отдыхать в Феодосию, а практически родным домом был Музей И. К. Айвазовского. А юность — это Ялта, Дом творчества. Потом был большой разрыв. Весна 2014 года — «крымская весна» — дала серьезный толчок к развитию различных проектов. У меня в голове такая ассоциация: Крымский мост — дворцы Крыма — дворцы Санкт-Петербурга. Мост стал частью истории Крыма, история императорского Крыма тесно связана с историей Петербурга, императорской столицей России.
В нашем городе вершилась история, принимались важнейшие решения. В Крыму все дышит русской историей, чувствуется особая аура, а центром является Ливадийский дворец. Дворец Александра III не сохранился, Ливадийский дворец, в котором открывался фестиваль, — это дворец Николая II. Массандра, Воронцовский дворец с его феноменальной площадкой и видом на Ай-Петри… Все это впечатляет.
Я не могу сказать, что нужно было что-то особое изобретать для воплощения этого проекта. Для меня как для человека, который 26 лет работает в особом пространстве петербургских дворцов, этот проект закономерный. Было бы странно, если бы я этого не сделала!

— Вашим партнером и союзником выступила Президентская библиотека, не так ли? В чем основная идея фестиваля?
— Наше союзничество возникло даже не вчера. Вскоре после переформатирования исторического здания Синода, который стал Президентской библиотекой, я — вслед за «Музыкальными сезонами в Константиновском дворце» — вместе с Константиновским фондом стала делать Музыкальные вечера здесь. В этом величественном месте мы провели много интересных концертов. Здесь мы открывали фестиваль «Петербургские набережные»… Дирекция библиотеки уважительно к нам отнеслась, и в какой-то момент мы стали разрабатывать совместные проекты. Так родился проект первого Президентского гранта «Музыка российской государственности». Президентская библиотека — это учреждение «государево», и в нем должны происходить подобные мероприятия, звучать голос государства. Для меня очень важно, что можно поднять тему музыки и государственности, это просто кладезь интереснейших историй. Каждый концерт уникален. Я до сих пор помню, как во время исполнения «Боже, царя храни!» зал встал. Ведь практически до появления настоящего гимна эта ария была гимном Российской империи. На наши концерты приходит особая публика, не случайная, те, кто интересуются историей. Причем приходят не только петербуржцы, но и приезжают гости со всей России. Более того, Президентская библиотека настолько прекрасно оснащена технически, что она осуществляет мировую трансляцию. Проект имеет огромный охват. И это тоже учитывают сотрудники Фонда президентских грантов. Помимо наслаждения красивой музыкой мы говорим об истории, поэтому проект носит идеологический характер. Через музыку мы приоткрываем завесу истории.

— «Дворцы Крыма» продолжили эту тему?

— Конечно! Мы снова говорили о русской, имперской истории. Александр Мясников — историк, журналист, писатель — вел весь проект, рассказывал об истории мест, событиях, эпохе. Он умеет обаять публику через повествование истории, и мы продолжим с ним сотрудничество. В Крыму помимо красоты природы есть история, и масштаб событий, которые там происходили, потрясает.

— Каким образом вы формировали программу? Кто стал участником фестиваля?

— Мы провели восемь концертов. Я практически «поделилась» нашими фестивальными наработками за эти десятилетия. Мы привезли программы — красивые, роскошные, проверенные любовью и аплодисментами публики, то, чем мы гордимся. «Формула любви» приехала из Петербурга. Очень важно, что в Крым приехали европейцы — музыканты из Италии, Франции, даже Австралии. В фестивале приняли участие наши друзья, я им очень благодарна за то, что они поддержали меня в этом проекте: Джузеппе Саббатини, Франсуа Пино-Бенуа, Федерико Мондельчи, Кьяра Таиджи, Дарио ди Виетри, Симоне Занкини, Элеанор Лайонс. Приехали наши артисты —
Хачатур Бадалян, Илья Селиванов, Павел Райкерус, Сергей Словаческий, Светлана Степченко, Ольга Трифонова, камерный оркестр CHAMBERRIES, квинтет «Стиль пяти». В Крым мы привезли музыкальную культуру европейского уровня.
В фестивале принял участие Академический симфонический оркестр Крымской филармонии. Один концерт оркестр играл с Джузеппе Саббатини, а другой — с Александром Долинским, дирижером оркестра. Музыканты потом благодарили меня за возможность принять участие в фестивале, сыграть с артистами такого уровня. Погода нам не помешала, дождь не испугал ни публику, ни артистов. После концерта над Ласточкиным гнездом засияла радуга как благодарность за то, что концерт состоялся даже в таких условиях. Мы провели благотворительный концерт в Артеке. На меня лагерь произвел прекрасное впечатление, его так быстро восстановили. А как воспринимали концерт дети! Мы придумали некий интерактив, задавали вопросы — они все знают и гордятся тем, что они артековцы.

— А кто пришел на концерты? Как вас принимала публика?
— На вопрос, как мы в Ялте нашли такую красивую, светскую публику, я отвечала: каков продукт, такая и публика. Все концерты имели огромный успех, многие желающие не смогли попасть — просто не хватило мест в залах. Часть приглашений мы раздали социальным категориям граждан. Остались очень хорошие воспоминания о фестивале. Я надеюсь, что он — первый по счету. Фестиваль оказался очень востребованным, и публика просит продолжения.

— А какое впечатление на музыкантов произвел Крым?
— Прекрасное. Они увидели пейзажи благоухающего зеленого Крыма. Там очень развита культура ботанических садов. Поделюсь интересной историей. В Херсонесе Таврическом на закрытии фестиваля выступал Итальянский оркестр саксофонов. А ведь это античный музей, там ведутся раскопки. И Федерико Мондельчи удивился, что, оказывается, в России тоже есть свои Помпеи. По мнению итальянских музыкантов, место очень похоже на Сицилию… Это место нужно увидеть — государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес Таврический. Роскошную сцену построил фонд поддержки гуманитарных наук «Моя история», который действует при Патриаршем совете по культуре, возглавляемом митрополитом Тихоном. И концерт там проходил при содействии фонда. Очень важно, что артисты узнали многое из нашей истории. Кстати, они удивлялись, что здесь тоже все говорят по-русски, они не увидели разницы между Петербургом и Крымом. Вот она — великая сила русского языка.

— В рамках фестиваля состоялась и I Всероссийская научная конференция, посвященная проблемам сохранения исторической памяти в цифровой среде. Можете ли вы поделиться вашим мнением о данном мероприятии?
— Мы живем в XXI веке. Специалисты изучают архивы, и, оцифровывая историю, они делятся ею с другими. На конференцию приехали представители музейного и библиотечного мира со всех концов России, самое главное в этой среде — фактор развития. Было приятно видеть их светлые лица. Люди были счастливы оказаться здесь. Грант дал им возможность узнать свою страну, ее уникальный уголок.

— У вас была группа поддержки?
— Для меня было приятно и очень важно, что в Крым приехали поклонники фестиваля из Петербурга. Эта красивая публика буквально задавала определенный тон всем мероприятиям. Наш проект «Дворцы Крыма — дворцы Санкт-Петербурга» — музыкально-просветительский. Мы уверенно делаем хорошее дело. Жалко, если оно остановится. Конечно, есть экономический фактор, все это очень дорого, а мы работаем не на стадионы. Однако мы удовлетворяем интересы очень важной части граждан России. Люди посещают наши концерты, и это сказывается на их мировоззрении.
Беседовала Ксения ТОКМАКОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~dD3HX