Елена Шустик: «Пение, которое слышал в храмах Херсонеса князь Владимир, звучит и сегодня!»

30 Октября 2018

Елена Шустик: «Пение, которое слышал в храмах Херсонеса князь Владимир, звучит и сегодня!»

С Еленой Шустик, студенткой магистратуры института философии Санкт-Петербургского государственного университета, мы побеседовали сразу после окончания Первого международного молодежного семинара «Искусство, победившее время». Очень надеемся, что у проекта будет продолжение.

— Елена, здравствуйте. Пожалуйста, несколько слов о себе и о том, как родилась идея организовать семинар.
— С раннего детства я не мыслю своего существования без пения или игры на музыкальном инструменте. Закончив в 2010 году школу искусств имени М. Л. Ростроповича по классу скрипки, я стала заниматься в этой школе вокалом и в 2014 году поступила на кафедру древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории. В прошлом году я завершила обучение на кафедре, и семинар «Искусство, победившее время» — это мой первый проект в роли музыковеда-медиевиста. Учеба в консерватории подарила мне множество ярких впечатлений. Я побывала на всероссийских и международных семинарах, конференциях, гастролях, но одним из запоминающихся событий, которое вдохновило меня организовать и провести в Санкт-Петербурге международный семинар, посвященный духовно-музыкальным традициям разных народов, стало участие в летней школе музыки в Армении. Школу организовал в июле прошлого года Музей-институт Комитаса.
В течение недели мы знакомились с армянским фольклором, средневековой музыкой, творчеством Комитаса и историей армяно-русских музыкальных связей. Это было очень интересно и по-настоящему вдохновляюще! Забыла упомянуть ранее, но это важно! Самым главным подарком студенческих лет в консерватории стала для меня дружба.
На кафедре я нашла друга-единомышленника — Наташу Сергееву, мы были в Армении, вдохновлялись вместе и проект мы придумывали тоже вместе. Вернувшись в Санкт-Петербург и погрузившись в насыщенную учебную деятельность, мы с грустью обнаружили, что в учебный план нет никакой физической возможности вместить еще и обзорные курсы, посвященные истории традиционных музыкальных культур разных стран, а узнать о них очень хотелось. Мы были уверены, что знакомство с древнейшими певческими культурами других народов станет хорошим подспорьем в нашей профессиональной деятельности, расширит кругозор, подарит новые знания, опыт и творческие связи. Так возникла идея собрать единомышленников-студентов в стенах нашей консерватории и рассказать друг другу о том, что мы знаем о своей родной традиции.
Идеей такого образовательного формата мы поделились с заведующим кафедрой древнерусского певческого искусства Екатериной Александровной Смирновой и доцентом кафедры Екатериной Васильевной Плетневой. Задумка им понравилась и была поддержана. Мы создали проект образовательного семинара и начали поиск участников.
Руководство консерватории тоже одобрило идею и предложило нам попробовать свои силы во Всероссийском конкурсе молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования, проводимого Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь) в 2018 году. Семинар победил в номинации «Патриотическое воспитание и межкультурные коммуникации». Так у проекта появилась финансовая поддержка!

— Каких результатов вы хотели добиться и удалось ли реализовать все задуманное?
— Хотелось бы отметить, что мероприятие задумывалось студентами как площадка для нас же, чтобы уже в процессе обучения мы могли попробовать себя в роли организаторов, администраторов, лекторов, ведущих концертов, мастер-классов и так далее. Наш проект многоаспектный, включает в себя научную, практическую, творческую секции, поэтому без командной работы и служения общей идее у нас бы ничего не получилось. Этот момент оказался самым сложным, студенческая команда появилась не сразу, но в конечном счете, как мне кажется, мы сумели преодолеть все противоречия и создали на наших мероприятиях ту атмосферу доброго общения — обмена знаниями и опытом, красоты, молодости и веселья, о которой мечтали. Наш семинар именно про это. Он вырос из большого желания поделиться с миром вдохновением, любовью и красотой, которые мы получаем в процессе изучения богатейшей культуры наших предков. Кроме того, нам хотелось показать, какую большую ценность и сегодня имеет живое человеческое общение. Мне кажется, у нас получилось.

— Кто помог в организации и проведении столь масштабного проекта?
— Проект организован в стенах Санкт-Петербургской консерватории, в его подготовке и проведении приняли активное участие администрация вуза, сотрудники кафедр древнерусского певческого искусства и этномузыкологии, Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова. Кроме того, у нас были партнеры. Так, прекрасный зал для концерта предоставила Художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица. Российская национальная библиотека пригласила участников семинара посетить выставку рукописного отдела «Традиции духовной культуры Средневековья в рукописях Российской национальной библиотеки». Мы благодарим собор Феодоровской иконы Божией Матери за возможность участвовать в воскресном богослужении. Обнимаем всех-всех волонтеров — студентов разных образовательных учреждений Петербурга, которые абсолютно бескорыстно помогали нам решать разные организационные вопросы и окружили участников семинара теплом и заботой. Выражаем признательность переводчикам, которые работали на мероприятиях. И конечно, мы благодарим Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) за выделенный грант, благодаря которому стало возможным посещение Санкт-Петербурга нашими иностранными коллегами. Спасибо всем, кто был с нами!

— Представители каких стран приняли участие в форуме?
— В этом году в нашем семинаре приняли участие представители Высшей духовной академии города Афины и Волосской богословской академии (Греция), Академии музыки имени Георге Дима (Румыния), Ереванской государственной консерватории имени Комитаса, Музея-института Комитаса (Армения), Тбилисской государственной консерватории имени Вано Сараджишвили (Грузия), Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Россия). Каждый день был посвящен певческой культуре страны — участницы семинара. На лекциях мы знакомились с историей профессиональной певческой культуры региона, а на мастер-классах пробовали исполнять песнопения разных традиций на оригинальном языке по аутентичным нотациям.

— Помимо научной части форум включал в себя и концерты. Расскажите, пожалуйста, о них.
— Да, в рамках нашего семинара прошло два концерта. Открывал неделю (1 октября, в День музыки) концерт «У истоков музыкального искусства: древние распевы и народные инструменты», подготовленный совместно с кафедрой этномузыкологии Санкт-Петербургской консерватории. В программе концерта была представлена не только древнейшая профессиональная музыкальная культура, связанная с пением в храме, но и фольклорная традиция. В исполнении Студенческого хора Высшей духовной академии Афин, ансамбля древнерусской музыки Санкт-Петербургской консерватории «Знамение», ансамбля «Ключ разумения», Фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории, народного фольклорного коллектива «Чернышские чипсанистки» и других участников концерта прозвучали древнерусские и греческие церковные распевы, героический эпос, обрядовые и плясовые песни, частушки, инструментальные наигрыши.
Второй концерт — «Воскликните Господеви, вся земля» — состоялся 6 октября в Большом выставочном зале Художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Программа концерта была посвящена духовной музыке Греции, Румынии, Грузии, Армении и России. Многие песнопения, исполненные на концерте, звучали в этом прекрасном петербургском зале впервые.

— Для участников семинара была организована экскурсия в рукописный отдел Российской национальной библиотеки, не так ли?
— Да, научные сотрудники Н. В. Рамазанова и М. Г. Иванова познакомили с экспонатами интереснейшей выставки «Традиции духовной культуры Средневековья в рукописях Российской национальной библиотеки». Мы увидели уникальные греческие, грузинские, армянские, молдавские, валашские и древнерусские манускрипты, в разное время попадавшие в собрания Российской национальной библиотеки; узнали об истории каждой из представленных рукописей, времени ее создания, происхождении, владельце, содержании; получили возможность визуально сравнить памятники книгописного искусства разных региональных традиций.

— По вашему мнению, в чем состоит победа искусства над временем? Планируете ли вы продолжить проект и каким бы вы хотели его видеть в будущем?
— Искусство побеждает, потому что оно живо! Распевы, которые мы изучаем и интерпретируем, были зафиксированы в рукописях далеких эпох, сегодня уже ушедших, но эти рукописи не остались молчаливыми памятниками музыкальной письменности. Сегодня мы, молодые люди XXI века, стараемся раскрыть загадки этой музыки, вдохновляемся этим искусством и как можем рассказываем о нем людям. Разрушаются города, сменяются цивилизации, а пение, которое слышал в храмах Херсонеса князь Владимир, звучит и сегодня. Мы надеемся, что у нас будет возможность продолжить наш проект, что в нем будут принимать участие музыковеды из самых разных стран и мы вместе поможем друг другу лучше понять средневековую традицию и сберечь прекрасную культуру наших предков.
Материал подготовила Ксения ИВАНОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~j3Mpr