Екатерина Забайрачная: «Творчество не угасает даже в сложные времена»

Фото: Екатерина Тюляндина

Фото: Екатерина Тюляндина

1 Октября 2020

Екатерина Забайрачная: «Творчество не угасает даже в сложные времена»

Конкурсы, концерты, презентации, фестивали, конференции — за чем мы только не наблюдали в онлайн-режиме этим летом. Первый Международный конкурс «Империя искусств» также проходил дистанционно. Как отметили организаторы (автономная некоммерческая организация «Центр современных технологий в искусстве «Арт-ПаркИНГ»), мероприятие проводится с целью популяризации музыкального творчества, а также выявления и стимулирования творческого роста музыкантов и коллективов. Конкурс прошел настолько успешно, что принимаются заявки и на второй. Мы побеседовали с директором Екатериной Викторовной Забайрачной о том, кто и почему участвовал в конкурсе.

— Уважаемая Екатерина Викторовна, фестиваль «Империя искусств» проводился ведь впервые? В чем его уникальность? 
— Действительно, онлайн-конкурс «Империя искусств» проводился впервые. Его уникальность в том, что в конкурсе приняли участие музыканты с очень разнообразными инструментами, в том числе старинными — лютня, виола да гамба, клавесин, орган. У нас в жюри — профессионалы в этой области. Онлайн-формат, такой актуальный в наши дни, дает возможность участвовать музыкантам даже из маленьких городов и поселков, откуда сложно и дорого добираться на очный конкурс. Мы запустили наше состязание как раз в самый разгар пандемии, что стало творческим импульсом для музыкантов и любителей. Отмечу, что отношение наших членов жюри к конкурсантам было максимально лояльным.

— Насколько сложно было провести мероприятие такого серьезного уровня в онлайн-формате? 
— В наше время все сферы перестраиваются в дистанционный формат, и мы не стали исключением. Перевести конкурс в онлайн-формат было не столь проблематично, как, например, образовательный процесс в школах и вузах. В музыкальных школах, колледжах, высших учебных заведениях экзамены тоже принимались дистанционно, поэтому нашим конкурсантам несложно было отправить записи своих программ к нам на конкурс. 

— Будет ли у фестиваля продолжение и планируете ли вы сохранить дистанционный формат? 
— Да, мы оставили онлайн-формат, постараемся успешно провести наш конкурс и этой осенью, в октябре-ноябре, а в дальнейшем будем проводить два-три раза в год. Почему так скоро решили проводить конкурс? Потому, что до сих пор сохраняется не очень стабильное положение с COVID-19, а участие в конкурсе — это хорошая возможность для творческого роста каждого музыканта. Есть стимул записывать себя и отправлять ролики на конкурс. К тому же до сих пор в некоторых регионах нет возможности играть концерты, закрыты концертные залы и музеи для массовых посещений, это еще более ограничивает музыкантов. И все больше и больше появляется онлайн-концертов. Если в летнее время можно было играть концерты в парках, с наступлением холода эта возможность исчезнет. Но можно поучаствовать в нашем конкурсе. 
На следующий конкурс мы пригласили в жюри пианистов, клавесинистов, органистов из Германии, Австрии, саксофониста из Финляндии, домристов из Москвы и Екатеринбурга, частично оставили членов жюри из первого конкурса. 
В дальнейшем планируем обновлять состав жюри в каждом конкурсе. В перспективе хотим разделить участников еще и по стилям, так как очень сложно сравнивать музыкантов, играющих в разных направлениях: барокко, классика, джаз и другие. Со введением такого подхода у нас появится еще больше номинаций.
Таким образом, кардинальных изменений мы не планируем, кроме добавления новых номинаций (например, исполнение в разных стилях), однако это добавление будет проходить постепенно, не сразу, так как многое зависит от количества участников и их профессионализма. Сейчас уже собрано достаточно много заявок на участие в осеннем конкурсе; мы полагаем, что их будет еще больше ближе к дате окончания приема заявок. Обычно так и бывает, многие подают документы в последний момент.

— Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями об участниках. 
— В конкурсе приняли участие представители разных возрастов, исполнительских уровней. Да, в первом конкурсе было подано 65 заявок по разным направлениям. Проведенный впервые, конкурс сразу стал международным: были участники из Польши, Вьетнама, Китая, Узбекистана. Конечно, были представители из разных городов России. Уровень музыкантов оказался высоким и профессиональным, мы выдали много почетных мест лауреатов. Нас очень радует, что творчество не угасает даже в сложные времена.

— По вашему мнению, с какого возраста нужно участвовать в конкурсах музыкантам? Почему это важно для юных артистов?
— Для юных артистов чрезвычайно важно участвовать в конкурсах, так как подготовка к подобным событиям в жизни дает очень сильный посыл к занятиям, репетициям, а следовательно, и к развитию. Любой конкурс, даже не самый удачный, стимулирует огромный творческий рост. Мы принимаем заявки уже от самых маленьких участников, главное, чтобы было желание и стремление. К тому же онлайн-формат менее травматичен для юных музыкантов, так как нет такой видимой конкуренции, как в очном конкурсе, где эмоциональная атмосфера накалена, все давит на психику и можно совершенно случайно «сорваться» на сцене, забыть нотный текст в том месте, которое было выучено идеально.

— У вас в конкурсе есть любимая номинация? Кто из участников вам особенно запомнился? 
— Мне запомнились юные пианисты: они покорили своей профессиональной подготовкой, тщательным подходом к записи видео. Некоторые видео были сделаны в домашней обстановке, так как не было возможности записаться на концертном рояле, все музыкальные школы закрыты, но отношение к звуку, музыкальным фразам и желание играть не погасло в домашней рутине и произведения были исполнены качественно. А вообще я сама занимаюсь старинной музыкой, музыкой эпохи барокко, поэтому меня особенно радует то, что в нашем конкурсе есть номинации старинных инструментов. 

— Как вы считаете, какие плюсы и минусы именно у онлайн-формата конкурса для артистов? 
— Плюсы в том, что не нужно ехать в другие города, страны на конкурс, можно записать видео, постараться и сыграть максимально для своих возможностей на сегодняшний момент, можно потренироваться и сыграть не с первого дубля (хотя многие высылают записи с концертов с «допандемийного» периода). Минусы в том, что отсутствует искорка того конкурсного момента, когда ты выходишь на сцену и выдаешь результат, к которому ты стремился на протяжении нескольких месяцев подготовки. Но онлайн-формат тоже имеет место быть.

— Трудно ли было жюри принимать решение и, если да, то в каких случаях? Были ли у вас спорные ситуации?
— Да, решения порой были сложные, но мы старались максимально поддержать конкурсантов. Иногда были спорные си-туации, но мы опирались на мнения специалистов в той или иной области.

— На что прежде всего обращали внимание судьи?
— Члены жюри обращали внимание на точность исполненного нотного текста, техничность, музыкальность, отношение к звуку, художественный образ. Мы видели работу педагогов и благодарны им за подготовку участников. 

— Порадовал ли вас уровень подготовки профессиональных музыкантов?
— Да, очень. Надеюсь, что уровень наших музыкантов будет только расти.

— Почему вы решили ввести любительскую номинацию? 
— Любительскую номинацию мы решили ввести из-за того, что у нас есть много молодежи, которая учится, стремится играть, звучать, петь. А в участии в онлайн-конкурсе может быть очень хороший творческий толчок. И цель нашего конкурса — это творческое развитие и профессионалов, и любителей. Только через творчество и через стремление творить мы сможем привнести гармонию в свою жизнь, семью, страну, мир.

— Как проходило награждение победителей? Что бы вы пожелали будущим участникам конкурса?
— Награждение победителей проходило онлайн, мы высылали по электронной почте дипломы лауреатов, дипломантов и участников, а также благодарственные письма педагогам и концертмейстерам конкурсантов. Я бы хотела пожелать участникам конкурса верить в себя, готовиться по максимуму, вкладывать все свое творческое и художественное начало в выбранное дело и трудиться.
Вопросы задавала Ксения ХУДИК
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 9 (181), октябрь 2020 г.

Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~RgBRb


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время