Диана Мельниченко: «Директором должна быть женщина»

20 Июня 2015

Диана Мельниченко: «Директором должна быть женщина»

С Дианой Тихоновной Мельниченко, директором лицея искусств «Санкт-Петербург» (ул. Доблести, 34), мы встретились по довольно-таки изысканной причине. В лицее преподают мои давние друзья. И не раз при встрече я ловила себя на удивлении, с какой радостью они говорят о своей работе. Как будто нет никаких проблем. «Наверное, у вас какой-то особенный директор», — рискнула предположить. «Да! Мы ее очень любим», — услышала в ответ.

Захотелось познакомиться. Собственно, с этого признания разговор и завязался.


— Вы говорите очень приятные слова. Я догадывалась, конечно, о настроении моего коллектива. Но не думаю, что дело только в директоре. Все определяет общая атмосфера, которая царит в лицее. А мне просто повезло в жизни — я нашла свою нишу почти сразу. Была довольно неплохой пианисткой… Но волею судеб стала директором в 25 лет. Сразу по окончании Одесской консерватории вышла замуж, переехала в Сестрорецк... Там мы прожили 10 лет. Работала в школе, сначала завучем, потом директором. Я активная по жизни! Видимо, на меня обратили внимание — и пошло…
В какой-то момент предложили перебраться в город, в новый район. Конечно, я взяла с собой педагогический «костяк». И постепенно сформировался надежный крепкий коллектив.
Начинать пришлось буквально с нуля. В 2016 году лицею исполняется 40 лет, а до того была просто школа. Школа № 27. Но мы были молоды, а в молодости так многого хочется! И вот в те лихие годы мы решили создать Лицей искусств — первый в городе. Кроме музыкальных специальностей запланировали хореографическое и театральное отделения. Об общеобразовательном цикле задумались позже, но слово «лицей» к этому обязывало. Я сама училась в музыкальной десятилетке, поэтому знаю, насколько легче жить, когда не надо ходить в две школы. Конечно, с предметниками поначалу были сложности. Вы знаете учителей — у всех свои принципы. Но постепенно они вникли в суть нашей работы… Я помню, когда сама училась, физкультура у нас была своеобразная: игр —
никаких, берегли руки…
…Открывались с большим трудом. И, может быть, нам всё удалось как раз потому, что это были годы, когда еще никто как следует не понимал, что происходит. Сейчас любую реформу осуществить намного сложнее…
Итак, в 1976 году мы начали свою жизнь в 27-й школе. А в 1990-х стали строиться. Стройка была очень тяжелой, длилась 10 лет! Ее замораживали, грозились отобрать здание… Родители выстраивались в пикеты…
Временно арендовали помещения. И наконец-то переехали сюда. Причем переезжали очень забавно. Здание было не достроено. И чтобы его у нас не отобрали, педагоги в валенках, в перчатках сидели и занимались с детьми. Потому что мы понимали: детей никто не выгонит. И так занимались почти полгода. Зато официальное открытие было большим счастьем. Анатолий Собчак нас благословил.
Почему у нас такой дружный коллектив? Потому что, во-первых, педагоги ощущают лицей своим домом. Я не преувеличиваю. Зайдите в любой класс, особенно если в нем преподает женщина, это —
как дом. Понимаете? Как своя комната, уютная. Я чувствую, что людям здесь хорошо. Потому и отдача колоссальная. И вообще, я уверена, что директором должна быть женщина, честное слово… Но в любом случае директор или завуч должен быть хорошим музыкантом.
…Я не могу дождаться, когда закончатся выходные… Это уже моя жизнь. Здоровье уже не то, конечно, бывает тяжело… Но очень помогает молодежь! Мои заместители. Они знают всё. Во-первых, все они музыканты, хорошие музыканты. А во-вторых, умные и неравнодушные. Когда я увидела горящие глаза этих ребят, будто сама помолодела!..

— И никаких проблем?..
— Я вас понимаю. Сложности возникают каждый день. Но они мелкие. Проблемы — это слишком большое слово. Была проблема, когда нам прислали новую программу. Вот это действительно была проблема. Но очень скоро оказалось, что и она разрешима...

— Основная ориентированность лицея — на продолжение профессионального образования?
— Ну конечно! Любое учреждение нашего типа к этому стремится. Мы представляем не дополнительное образование, а предпрофессиональное. Есть дети, которые поступают сразу в консерваторию. У нас 100-процентная поступаемость среди тех детей, которые действительно выбрали для себя этот путь. Я ахнула, когда мне дали список: в театрах сейчас работают 48 артистов — наших выпускников!.. 12 человек работают в Москве, закончили московские вузы. То есть театральное отделение, конечно, опережает другие по результатам. Нашим выпускникам нечего делать на первом курсе театральных вузов. В этом году, например, двое поступили на бюджет при конкурсе 340 человек на место.

— А какие музыкальные отделения есть в лицее?
— Фортепианное, струнное, народное, духовое, ударное… Борис Эстрин удостоен звания лучший учитель России… Хоровое отделение, фольклор, русская народная песня, сольное пение… Художественную школу просто некуда поместить… Но есть мечта открыть отделение декоративно-прикладного искусства для театра.

— Чем еще вы особенно гордитесь?

— Мы учредили несколько конкурсов.
В следующем году исполняется 10 лет Международному конкурсу имени А. Г. Рубинштейна. Он проходит раз в два года. Это серьезный конкурс пианистов и камерных ансамблей. «Малая сцена» — театральный конкурс, на который съезжаются отовсюду. Таких конкурсов очень мало.
Вот и получается — никаких проблем. Потому что это наш дом. Если что-то случается дома, вы сразу знаете, что делать, куда звонить. То же самое и здесь. Это дом, который любят.

— Вы доверяете своим помощникам разобраться с проблемой, не ставя вас в известность? Допустим, вы уехали на 5 дней, а здесь что-то случилось. Они могут это решить?
— Какие 5 дней?! Я три раза в год езжу в Германию, Голландию, Францию как член жюри конкурсов, которые мы же и организовали. Меня не бывает по две недели. А машина работает! Когда все налажено — ничего не страшно.
Беседовала Наталия ТАМБОВСКАЯ
Источник:  http://www.nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~jnNgE