Давид Голощёкин: «Моя задача — воспитание хорошего вкуса у публики»

Фото: Татьяна Орлова

Фото: Татьяна Орлова

31 Января 2019

Давид Голощёкин: «Моя задача — воспитание хорошего вкуса у публики»

С 11 по 13 января в Санкт-Петербургской государственной филармонии джазовой музыки проходил XVII Новогодний фестиваль. Для петербургских меломанов стало красивой традицией отмечать день рождения филармонии и встречать Старый новый год под ритмы джаза.

Джазовые итоги 2018 года подвели: Давид Голощёкин и камерный оркестр «Струны Санкт-Петербурга», солистки Эльвира Трафова и Юлия Касьян, ансамбль петербургских джазовых гитаристов с участием Гасана Багирова, Ильдара Казаханова, Андрея Рябова, Михаила Эдельштейна, прославленный Ленинградский диксиленд п/у Олега Кувайцева, Jazz-Philharmonic orchestra п/у Кирилла Бубякина, а также талантливые представители молодого поколения — саксофонист Денис Юрченко, Михаил Марышев (фортепиано), Иван Акатов (труба) и другие, ансамбль виртуозов джаза «Четверо», американский саксофонист Рэй Блу и ансамбль Алексея Черемизова.

Народный артист России, джазовый музыкант-мультиинструменталист, автор композиций, аранжировщик, основатель и художественный руководитель Филармонии джазовой музыки, автор и ведущий многих радиопередач о джазе, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Давид Семёнович Голощёкин любезно согласился рассказать нам, как сегодня звучит филармония.

— Давид Семёнович, поделитесь, пожалуйста, вашими воспоминаниями о том, как 30 лет назад открылась ваша филармония. Вы специально постаоались, чтобы открытие совпало с началом нового года? Совпали ли ваши ожидания с реальностью? Какие надежды сегодня связаны у вас с филармонией?
— Филармония джазовой музыки была открыта в январе 1989 года при активной поддержке Валентины Ивановны Матвиенко, которая на тот момент была заместителем председателя Ленгорисполкома. Она с пониманием отнеслась к моей идее о создании центра джазовой музыки и предложила мне для этой цели бывший кинотеатр «Правда» на Загородном проспекте. Подготовка к его открытию заняла шесть месяцев, и так случилось, что всё было готово к началу 1989 года. Таким образом, началась наша концертная жизнь с 1 января
1989 года. Это событие вызвало огромный энтузиазм у любителей джаза и конечно же у музыкантов. Зал ежедневно заполнялся как опытными любителями этого жанра, так и молодежью, что происходит на протяжении всех этих 30 лет.

— Филармония является единственной в мире организацией, пропагандирующей джаз как высокое искусство и финансируемой из городского бюджета. Почему это так важно?
— По существу филармония джазовой музыки является единственной в мире государственной джазовой филармонией, финансируемой из бюджета. Этот факт облегчает нашу работу, мы нацелены на пропаганду джазового искусства, на творчество в чистом виде, не оглядываясь на коммерческий успех. Моей задачей является воспитание хорошего вкуса у публики, а не следование вкусам толпы, основанным на дешевке и попсе.

— Сложно ли быть одновременно руководителем, музыкантом, педагогом?
— Вы знаете, моя работа заключается в контактах с молодыми музыкантами, которым я стараюсь помогать в формировании серьезного отношению к джазу, а также реализовывать их творческие идеи. Мне также приходится заниматься разработкой новых программ. Всё это доставляет мне удовольствие и вызывает прилив творческих сил.

— Новогодний фестиваль, посвященный дню рождения филармонии, является своего рода подведением итогов ушедшего года. Чем запомнился 2018-й непосредственно вам? Что важного произошло для филармонии?
— Каждый год мы отмечаем день рождения филармонии зимним фестивалем, который демонстрирует самый высокий уровень как петербургских джазовых музыкантов, так и гостей, принимающих в нем участие. Прошлый год ознаменовался крупнейшим событием в джазовой жизни города — по решению ЮНЕСКО Санкт-Петербург был выбран столицей мирового джаза. В связи с этим в городе прошли мероприятия, намеченные ЮНЕСКО, в которых большую роль сыграла филармония, на нашей сцене прошли открытые встречи и мастер-классы. Самым грандиозным событием стал гала-концерт звезд мирового джаза, который состоялся 30 апреля в Мариинском театре. Я тоже в нем участвовал.

— В декабре возглавляемому вами Ан-самблю джазовой музыки исполнилось полвека. Когда вы его создавали, вы предполагали столь долгую и счастливую творческую жизнь? В чем секрет успеха? Менялся ли стиль на протяжении полувека?
— Да, в конце уходящего года мой ансамбль отметил 50-летие. В юбилейном концерте принимали участие все, кто играл в моем ансамбле и в прошлые годы, и сегодня. Признаюсь честно, когда я создавал ансамбль, мне трудно было представить, что он проживет такую долгую и непростую жизнь. Во времена его основания джаз не очень жаловали. Но, наверное, мне повезло. На творческом пути иногда оказывались очень хорошие люди, помогающие ансамблю существовать и развиваться. Но и состав ансамбля
всегда был очень высокого уровня, что и определило отношение к нему со стороны властей. Основным направлением ансамбля всегда был классический джаз, и сегодня я не изменяю ему.

— Расскажите о вашей публике. Это постоянные слушатели? Появляются ли новички? Почему, по вашему мнению, так важны комментарии ведущего на концерте?
— Истинных знатоков джаза не так много. Это объясняется отсутствием пропаганды данного жанра в течение многих десятилетий. Ведь джаза практически не было на телевидении, о нем редко писали СМИ. Именно по этой причине филармония своим существованием заполняет пробелы в пропаганде джаза и вызывает большой интерес и отклик у непросвещенной части публики. Каждый день в течение 30 лет можно встретить на наших концертах людей, которые впервые услышали настоящий джаз, многие из них в дальнейшем становятся постоянными слушателями филармонии. На концертах звучит не только музыка, но и информация о ней от самих музыкантов. И это очень важно.

— На проект «Джаз — детям» приходят семьями… Расскажите, пожалуйста, давно ли он существует и почему так интересен слушателям.
— Концерты «Джаз — детям» имеют большое значение в нашей работе, мы стараемся проводить их с первых дней существования. Дети в восторге от таких концертов, соответственно и родители тоже. Положа руку на сердце, Олег Кувайцев и Ленинградский диксиленд потрясающе это делают: концерты «Джаз — детям» давно уже стали хитом. Благодаря им появилось новое поколение любителей джаза.
А это уже наша постоянная публика.

— С какой целью в филармонии проводится конкурс молодых джазовых исполнителей «Осенний марафон»?
— Еще одно важное явление в развитии питерского джаза и в нашей работе — конкурс молодых исполнителей «Осенний марафон», который мы проводим каждые два года с целью открытия молодых талантов. Сегодня большая часть программ филармонии состоит из победителей этого конкурса.

— В филармонии постоянно выступают зарубежные музыканты. Как вы считаете, есть ли отличия в исполнении джаза у российских и зарубежных музыкантов?
— Сегодня очень много молодых талантливых музыкантов появляется в джазе. Ведь есть специальное образование и место, где джазовые музыканты могут себя проявить. Всё это ведет к тому, что когда на сцене выступают современные российские и зарубежные исполнители в одном ансамбле, то нет никакой разницы в профессиональном уровне.

— 30 лет – это прекрасный возраст. Что бы вы пожелали себе как руководителю и филармонии как имениннице?

— В заключение, могу пожелать себе и музыкантам творческого долголетия и продолжения деятельности нашей прекрасной Филармонии джазовой музыки.

А мы приглашаем читателей в филармонию, где действительно царит неповторимая атмосфера джаза. В антракте можно увидеть фотографии джазовых музыкантов и главных пропагандистов джазового искусства ХХ века в Ленинграде — Петербурге, а также афиши джазовых концертов 60–80-х годов в первом и единственном в России Музее истории джаза Ленинграда. Попрощаться с зимой можно на концерте Larry Willis trio (США) при участии Давида Голощёкина. Известный пианист из Нью-Йорка Лэри Уиллис является бесспорным лидером и одним из ярких представителей фортепианной школы на современной американской джазовой сцене. Концерт — прекрасный повод погрузиться в джаз новичкам или же продолжить погружение опытным слушателям.
Беседовала Ксения ТОКМАКОВА
На фото: Рэй Блу и Давид Голощёкин

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~hQu2m