Санкт-Петербургский музыкальный вестник, №11(128), декабрь, 2015 год

10 Декабря 2015

Санкт-Петербургский музыкальный вестник, №11(128), декабрь, 2015 год

XVI фестиваль «Площадь Искусств» посвящен юбилеям Чайковского, Сибелиуса и Свиридова.

13 декабря, в день открытия, вместе с Заслуженным коллективом России под управлением Юрия Темирканова выступит молодая пианистка из Китая Юджа Ван. Второй концерт Чайковского не конкурирует со своим предшественником по числу исполнений, но отечественный слушатель искушен в сравнении интерпретаций — Э. Гилельса и Е. Леонской, Д. Мацуева и Н. Луганского… Для Юрия Темирканова Чайковский — не просто любимый композитор: «Русский человек, в отличие от европейца, никогда не ответит: “Прекрасно!” на вопрос: “Как поживаете?”… Немец, даже такой, как Брамс, может быть, один из лучших композиторов в истории человечества, обращается сразу ко всему залу или даже — к миру, но сказать откровенно, что у него болит сердце, стесняется… А Чайковский — нет. Он разговаривает с каждым из сидящих в зале лично».
14 декабря в Спасе на Крови в исполнении Камерного хора Смольного собора под управлением Владимира Беглецова прозвучит Литургия св. Иоанна Златоуста. «Умный и в то же время верующий человек (а ведь таких очень много) обладает такой броней, против которой бессильны всякие удары судьбы», — делился Пётр Ильич в переписке с Н. Ф. фон Мекк. Тем не менее концертная премьера Литургии в Москве ввергла композитора в депрессию. Вот фрагмент письма преосвященного Амвросия, викария Московского, напечатанного в газете «Русь»: «Мы не станем говорить о том, как оскорбляет слух православного христианина сочетание слов “обедня” и “Чайковский”… Песнопения Божественной литургии были взяты г. Чайковским только в виде материала для его музыкального вдохновения, как берутся исторические события и народные песни и легенды… Но, православные, будьте довольны тем, что песнопения Литургии на этот раз попали в руки талантливого композитора и исполнителей и заслужили овации и рукоплескания, а могут попасть и людям менее даровитым». История движется по спирали. Сегодня у нас есть возможность подумать о вечном вместе с Иоанном Златоустым и г. Чайковским, ибо музыка и слово — в талантливых руках.
19 декабря Заслуженный коллектив России под управлением Николая Алексеева предлагает, пожалуй, самую серьезную и трагичную программу в рамках фестиваля. Ее доминанта — Шестая симфония Чайковского. В первом отделении прозвучат «Маленький триптих» Свиридова — симфонический шедевр композитора, чьим главным выразительным средством всегда был человеческий голос, и Скрипичный концерт Сибелиуса — произведение с глубоким психологическим подтекстом.
Наталия ТАМБОВСКАЯ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~i0Atl