Русский Бетховен![]() Фото: Е. А. Райскина Русский БетховенПоэт не человек, он только дух —
Будь слеп он, как Гомер,
Иль, как Бетховен, глух, —
Всё видит, слышит, всем владеет…
Анна Ахматова
Оспорим поэта — не только великий дух, но и великий человек, владеющий человеческими сердцами. Не случайно же в начале «Торжественной мессы» Бетховен надписал: «От сердца да идет к сердцу!» Мировая премьера мессы, которую композитор считал своим лучшим созданием, состоялась… в Малом зале нашей Филармонии — виноват, тогда в доме купца Кусовникова (позднее там был концертный зал госпожи Энгельгардт) 26 марта
(7 апреля) 1824 года, благодаря энтузиазму члена Санкт-Петербургского филармонического общества князя Николая Голицына. Бетховен так и не услышал при жизни свое великое творение полностью, но был вознагражден восторженным отзывом князя Голицына о российской премьере: «Эффект, произведенный этой музыкой на публику, невозможно описать… Можно сказать, что Ваш гений опередил века». Голицыну посвящены два из последних бетховенских квартетов.
Но путь к русским сердцам Бетховен начал много раньше: в 1805–1806 годах сочинены заказанные послом России в Вене графом Андреем Разумовским три струнных квартета, op. 59. Их называют «Русскими» еще и потому, что в двух из них звучат мелодии из сборника песен Львова —
Прача: «Ах, талан ли, мой талан» и хрестоматийная впоследствии «Слава на небе солнцу…». Не лишне напомнить, что меценатам А. К. Разумовскому и Ф. И. Лобковицу посвящены Пятая и Шестая симфонии!
В 1817 году Бетховен включил в сборник своих обработок народных мелодий русские песни «Во лесочке комарочков много уродилось», «Ах, реченьки, реченьки…» и «Как пошли наши подружки…». Случайно ли и в Девятой симфонии в среднем разделе скерцо появляется тема отчетливо русского, деревенского характера? Александру Серову чудилось в ней явное сходство с «Камаринской».
В Москве и Петербурге Бетховен царил в домашнем музицировании. В музыкальных салонах разыгрывались бетховенские трио и квартеты, повсюду звучали фортепианные сонаты. А к редким тогда симфоническим собраниям готовились загодя, играя симфонии в четыре руки (мать с дочерью, брат с сестрой). В России издавна существовал культ Бетховена — певца свободы, «дела вольного» (А. И. Одоевский), «Шекспира масс» (В. В. Стасов).
Надо ли говорить о грандиозной бетховениане в российском музыкознании и художественной критике? Надо ли перечислять великих отечественных музыкантов прошлого и современности — признанных интерпретаторов бетховенского наследия? Всему этому есть достойное имя — русский Бетховен!
Иосиф РАЙСКИН
Источник:
https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~x5hgR
| ![]() ![]()
С 12.09.2022 20:20:00 по 04.04.2023 21:20:00 «Пётр и Александр — небесные покровители Российской империи»
С 10.10.2022 16:50:00 по 05.04.2023 17:50:00 «Ночь, улица, фонарь, аптека...» С 06.12.2022 10:30:00 по 06.06.2023 11:30:00 «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга» С 21.12.2022 12:40:00 по 16.04.2023 13:40:00 «Когда зеркало зеркалу снится» С 22.12.2022 11:50:00 по 23.04.2023 12:50:00 «Культурный код. Каверин 2.0» С 24.12.2022 09:20:00 по 04.04.2023 10:20:00 Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX и XX веков С 18.01.2023 16:10:00 по 18.06.2023 17:10:00 «Артерии Победы» ![]() |