Опера и драма![]() Опера и драмаПонятие «режиссерская опера» значительно моложе явления режиссерского театра, который, как известно, зародился на рубеже XIX–XX веков. Однако примечательно то, что великие русские реформаторы театра К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд в зрелом творчестве 20–30-х гг. также обращались к опере. Вспомним легендарную постановку Мейерхольдом «Пиковой дамы» Чайковского в МАЛЕГОТе в 1935 году. Под лозунгом «пушкинизирования» переписывается либретто, изымаются целые сцены, меняются местами картины и создается новая «режиссерская партитура».
Массово «режиссерская опера» началась прежде всего в западноевропейском театре в 70-е годы прошлого столетия, и «первопроходцами» были немцы. Пример из личного опыта: для нас — консерваторской студенческой молодежи, привыкшей с детства к советскому «большому оперному стилю» — культурным шоком, случившимся
в 1985 году, стала привезенная в зал Оперной студии Ленинградской консерватории из Гамбурга опера-буффа Д. Чимарозы «Тайный брак». Классицистский опус ХVIII века был представлен Hamburgische Staatsoper мультикультурным составом вокалистов, включающим афроамериканцев и азиатов, с мотоциклами на сцене и гримом в стиле «панк», с пением (технически действительно безупречным) лёжа и вниз головой.
А параллельно в зале работала и то и дело отвлекала зрителей пара комиков-буффонов из commedia dell’arte.
За 40 лет само явление приобрело размах и обросло штампами. Вот некоторые из них: перенесение времени и места действия в современность или в условно-временное пространство; столь же вневременная концептуальная сценография с символикой отдельных элементов декораций, реквизита, миманса; усиление эротического подтекста; скандальный эпатаж, затрагивающий моральные нормы и т. д.
Опера сегодня — едва ли не главное «поле» для режиссерского эксперимента и новаций, даже в сравнении с драматическим театром. И не одни оперные режиссеры, но и сугубо театральные и кинематографические деятели стремятся сказать здесь свое слово. Но хорошему театру нужен вдумчивый режиссер, а не выдумщик. Недопустимо, когда из оперного спектакля уходит композиторская логика, связь элементов, целое, когда интерпретация не вычитана из партитуры, а принудительно «вчитана» в нее. Современный режиссер нередко забывает о том, что он всё-таки не первый человек в опере, где даже не один, а два текста и два автора — композитор и либреттист. А дирижер и режиссер — лишь их интерпретаторы.
Каковы в опере степень и пределы режиссерской свободы? Поиску ответов на столь наболевший вопрос была посвящена панельная дискуссия «Опера и драма» в заключительный день работы Санкт-Петербургского культурного форума. Читайте об этом полемические заметки «штатного филарманьяка» И. Г. Райскина на последней полосе настоящего номера.
Галина ОСИПОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 11 (172), декабрь 2019 г.
Источник:
https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~qkbu2
| ![]() ![]()
С 09.11.2021 18:40:00 по 30.05.2022 19:40:00 «Русский авангард: механика, конструкция, быт»
С 11.11.2021 11:00:00 по 01.06.2022 12:00:00 «Ф. М. Достоевский – узник Петропавловской крепости» С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента» С 23.12.2021 11:50:00 по 22.06.2022 12:50:00 «Ленинградское детство. 1920–1980-е» С 12.02.2022 09:00:00 по 26.05.2022 10:00:00 «Память материала» С 23.02.2022 16:40:00 по 23.05.2022 17:40:00 "Путь воина" С 03.03.2022 16:10:00 по 03.07.2022 17:10:00 «Непарадный Ленинград» ![]() |