23 марта крупнейшему композитору петербургской школы Борису Ивановичу Тищенко исполнилось бы 80 лет![]() Фото: http://mhcollege.spb.ru/btishchenko.php?btbio.php 23 марта крупнейшему композитору петербургской школы Борису Ивановичу Тищенко исполнилось бы 80 летТищенко — ученик Шостаковича, пусть не единственный, но истинный. Симфонист, унаследовавший великую традицию ХХ века. Сейчас это осознаешь, как никогда: кажется, после Тищенко уже никто не пишет таких досконально оснащенных, «прорастающих» каждой интонацией симфонических партитур.
Мое первое (слуховое) детско-юношеское впечатление от музыки Б. И., заставившее искать это неизвестное для меня имя в сборнике статей «Композиторы Российской Федерации», связано, как ни странно, с кино, с фильмом Аян Шахмалиевой «Дети как дети» — и его потрясающей, по-джазовому свободной и холодноватой, как пейзажи Финского залива, музыкой. Второе, уже личное, произошло в Консерватории на очередных Шостаковичских чтениях, где череду рутинных докладов завершало (словно глоток свежего воздуха!) выступление Б. И.: он проанализировал (как будто вновь создал!), а затем вместе с В. Стопичевым сыграл Альтовую сонату (Тищенко-пианист — это отдельная тема!). К слову, его незабываемый «композиторский» анализ с показом (нередко наизусть) собирал на занятиях — помимо студентов-композиторов его класса (всегда хотелось сказать «клана») — и многочисленных вольнослушателей. Тогда, в начале 80-х, он открывал нам музыкальное Возрождение и Барокко — мадригалы Джезуальдо, оперы Монтеверди… Или с редким для творца восторгом показывал сочинения своих коллег по цеху (запомнился «Петербургский ноктюрн» Г. Банщикова). Его любимейшие для нас сочинения — Третья и Пятая симфонии, Реквием, Арфовый концерт, балет «Ярославна» — и сегодня звучат удивительно свежо. Но, увы, не так часто, как хотелось бы и как они заслуживают. Пожалуй, тому есть объяснение: музыка Тищенко слишком значительна, она глубока и сложна, она требует самой серьезной работы: профессиональной — от исполнителя и внутренней, интеллектуальной — от слушателя. Как сказал в свое время И. Г. Райскин, «главное достоинство музыки Тищенко – достоинство противостояния». В этом её величие, но и немалая трудность, препятствие, которое надо преодолевать. Что сыграют к юбилею? 6 марта в БЗФ Данте-симфонию № 5 продирижирует Николай Алексеев. 20 марта в Доме композиторов отдельные камерные сочинения будут исполнены в рамках цикла концертов «Петербургская композиторская школа». 22 марта в Концертном зале Мариинского театра на вечере памяти композитора прозвучит Арфовый концерт. 23 марта Малый зал филармонии откликнется разножанровой программой «Борис Тищенко. 80 лет со дня рождения». И в Мариинке, и в Филармонии выступит солисткой вдова композитора, арфистка Ирина Донская. Заново поставленная летом 2017 года по инициативе В. А. Гергиева «Ярославна» теперь в репертуаре театра и прошла накануне юбилея 28 февраля. Отрадно, что гениальная музыка балета живет на главной сцене. Галина ОСИПОВА
Источник:
http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~9YLB4
| ![]() ![]()
С 12.09.2022 20:20:00 по 04.04.2023 21:20:00 «Пётр и Александр — небесные покровители Российской империи»
С 10.10.2022 16:50:00 по 05.04.2023 17:50:00 «Ночь, улица, фонарь, аптека...» С 15.11.2022 09:50:00 по 19.02.2023 10:50:00 «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов» С 06.12.2022 10:30:00 по 06.06.2023 11:30:00 «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга» С 20.12.2022 10:30:00 по 06.03.2023 11:30:00 «Мудрость Востока: учители, ученики, книги» С 21.12.2022 12:40:00 по 16.04.2023 13:40:00 «Когда зеркало зеркалу снится» С 22.12.2022 11:50:00 по 23.04.2023 12:50:00 «Культурный код. Каверин 2.0» |