23 марта крупнейшему композитору петербургской школы Борису Ивановичу Тищенко исполнилось бы 80 лет

Фото: http://mhcollege.spb.ru/btishchenko.php?btbio.php

Фото: http://mhcollege.spb.ru/btishchenko.php?btbio.php

1 Марта 2019

23 марта крупнейшему композитору петербургской школы Борису Ивановичу Тищенко исполнилось бы 80 лет

Тищенко — ученик Шостаковича, пусть не единственный, но истинный. Симфонист, унаследовавший великую традицию ХХ века. Сейчас это осознаешь, как никогда: кажется, после Тищенко уже никто не пишет таких досконально оснащенных, «прорастающих» каждой интонацией симфонических партитур.

Мое первое (слуховое) детско-юношеское впечатление от музыки Б. И., заставившее искать это неизвестное для меня имя в сборнике статей «Композиторы Российской Федерации», связано, как ни странно, с кино, с фильмом Аян Шахмалиевой «Дети как дети» —
и его потрясающей, по-джазовому свободной и холодноватой, как пейзажи Финского залива, музыкой. Второе, уже личное, произошло в Консерватории на очередных Шостаковичских чтениях, где череду рутинных докладов завершало (словно глоток свежего воздуха!) выступление Б. И.: он проанализировал (как будто вновь создал!), а затем вместе с В. Стопичевым сыграл Альтовую сонату (Тищенко-пианист — это отдельная тема!).
К слову, его незабываемый «композиторский» анализ с показом (нередко наизусть) собирал на занятиях — помимо студентов-композиторов его класса (всегда хотелось сказать «клана») — и многочисленных вольнослушателей. Тогда, в начале 80-х, он открывал нам музыкальное Возрождение и Барокко — мадригалы Джезуальдо, оперы Монтеверди… Или с редким для творца восторгом показывал сочинения своих коллег по цеху (запомнился «Петербургский ноктюрн» Г. Банщикова).
Его любимейшие для нас сочинения — Третья и Пятая симфонии, Реквием, Арфовый концерт, балет «Ярославна» — и сегодня звучат удивительно свежо. Но, увы, не так часто, как хотелось бы и как они заслуживают. Пожалуй, тому есть объяснение: музыка Тищенко слишком значительна, она глубока и сложна, она требует самой серьезной работы: профессиональной — от исполнителя и внутренней, интеллектуальной — от слушателя. Как сказал в свое время И. Г. Райскин, «главное достоинство музыки Тищенко – достоинство противостояния». В этом её величие, но и немалая трудность, препятствие, которое надо преодолевать.
Что сыграют к юбилею? 6 марта в БЗФ Данте-симфонию № 5 продирижирует Николай Алексеев. 20 марта в Доме композиторов отдельные камерные сочинения будут исполнены в рамках цикла концертов «Петербургская композиторская школа». 22 марта в Концертном зале Мариинского театра на вечере памяти композитора прозвучит Арфовый концерт. 23 марта Малый зал филармонии откликнется разножанровой программой «Борис Тищенко. 80 лет со дня рождения». И в Мариинке, и в Филармонии выступит солисткой вдова композитора, арфистка Ирина Донская.
Заново поставленная летом 2017 года по инициативе В. А. Гергиева «Ярославна» теперь в репертуаре театра и прошла накануне юбилея 28 февраля. Отрадно, что гениальная музыка балета живет на главной сцене.
Галина ОСИПОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~9YLB4


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента»
С 19.05.2022 19:10:00 по 04.10.2022 20:10:00 «Первые биографы Блока. Мария Бекетова» и «Первые биографы Блока. Корней Чуковский»
С 27.05.2022 22:50:00 по 23.10.2022 23:50:00 «Люблю тебя, Петра творенье…»
С 30.06.2022 11:20:00 по 23.10.2022 12:20:00 «Театр балета Эйфмана. Только любовь»
С 19.08.2022 09:10:00 по 10.10.2022 10:10:00 «Кресло, стул, табурет в русском искусстве XVIII-XX веков»
С 25.08.2022 22:20:00 по 11.10.2022 23:20:00 «Краски города»
С 06.09.2022 16:30:00 по 07.10.2022 17:30:00 «Житель осажденного Ленинграда»