2 сентября исполнилось 90 лет со дня рождения Андрея Павловича Петрова

17 Сентября 2020

2 сентября исполнилось 90 лет со дня рождения Андрея Павловича Петрова

Мэтр советской школы, народный артист СССР, он в течение 27 (!) лет возглавлял Ленинградское отделение Союза композиторов, был инициатором и директором фестиваля «Ленинградская музыкальная весна». Петров-академист — мастер симфонического жанра и композитор-драматург. Его театральная триада «Пётр Первый», «Пушкин. Размышления о поэте» и «Маяковский начинается» разнообразили классику репертуара Кировского театра. Его проникнутый тонкой лирикой и остроумием балет «Сотворение мира», в котором блистали Ирина Колпакова и Михаил Барышников, получил всесоюзную и международную известность. Событием восьмидесятых стала симфония-фантазия «Мастер и Маргарита».

Но мы знаем и любим музыку Андрея Петрова прежде всего благодаря кинематографу — так нередко бывало с академистами, разными путями пришедшими в кино. Вениамин Баснер и Исаак Шварц, Альфред Шнитке и Гия Канчели — их многогранное творчество тем не менее немыслимо без киномузыки. И — это шло от кинематографа — 
в свои «серьезные» опусы они вводили живую массовую интонацию, нерв современности. 
Нашего героя действительно (и это факт биографии) «поцеловала» в юности «десятая муза»: увидев в 1945 году трофейный фильм «Большой вальс», пятнадцатилетний подросток бесповоротно решил стать композитором, и уже начало композиторского пути закономерно привело его в кино.
Петров — гений аудиовизуального синтеза и мастер кинопартитур. Задолго до возможностей электроники, до понятий эмбиента и саунд-дизайна он с блеском создавал звуковые «спецэффекты» средствами симфонического оркестра, привлекая по мере надобности электрогитару, ударную установку, органолу или барочный клавесин. 
Бесчисленное количество песен-шлягеров Петрова шагнуло в народ с экрана. В аранжировках он всегда чутко улавливал новые тенденции: первый советский рок-н-ролл — 
«Песенка о морском дьяволе», первое «диско» — звучащий фоном из телевизора «Вокализ». Задолго до нынешней моды на симфонические программы из голливудского кино оркестр Станислава Горковенко играл в концертах его «зримые» партитуры — полетную увертюру из «Укрощения огня» или вальс всех времен из «Берегись автомобиля».
Петров — блестящий стилист в костюмном кино. В вокальных миниатюрах «Жестокого романса» по филигранности воплощения высокой поэзии (Цветаева, Ахмадулина, Киплинг) его «копия» превзошла оригинал — бытовой жанр XIX века. Киномузыка Петрова увековечила образы обеих столиц: поэтичная оттепельная Москва и меланхолично-изысканный Ленинград-Петербург предстали в фильмах Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» и «Осенний марафон». 
Сегодня имя Андрея Петрова носит малая планета, этим именем названы композиторский конкурс, музыкальная школа, стипендия и… сквер на Каменноостровском. А его музыка продолжает звучать со сцены и с экрана.
Галина ОСИПОВА
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 8 (180), сентябрь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~87tyO