«Звуковые пути»

31 Октября 2018

«Звуковые пути»

Союз композиторов
Санкт-Петербурга
Творческая ассоциация
«ЗВУКОВЫЕ ПУТИ»
30-й международный
фестиваль новой музыки
«ЗВУКОВЫЕ ПУТИ»
СПб, 18–25 ноября


В афише 30-го фестиваля новой музыки «Звуковые пути» — 30 мировых премьер. Другие цифры форума не перекликаются с юбилейной символикой, но и они свидетельствуют о его масштабных намерениях: 26 российских премьер, 76 опусов — от классиков ХХ века до консерваторских студентов. А еще 64 композитора и 17 точек на карте мира, объединенных «Звуковыми путями», — Россия, Австрия, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Израиль, Индонезия, Италия, Киргизия, Корея, Норвегия, Украина, Франция, Швейцария, Швеция, США.
Фестиваль открывается 18 ноября в зале дворца Белосельских-Белозерских симфоническим концертом. Государственный академический оркестр Санкт-Петербурга под управлением Александра Титова исполнит фортепианный концерт датчанина Бента Сёренсена — лауреата престижной премии Гравемайера, «Музыку на уход души» Александра Радвиловича, симфонические сочинения молодых авторов — Баласагына Мусаева из Киргизии и Артура Вабеля из Петербурга и пьесу американца Чарльза Айвза «Звуковые пути», давшую 30 лет назад название фестивалю.
С 2001 года в афише «Звуковых путей» есть специальный проект. Одним из самых удачных в прошлые годы был проект «Утопии и антиутопии». Возвращение к этой теме сегодня обретает новое звучание: кроме уже известных петербургской публике опусов на концерте 20 ноября в Малом зале имени Глинки ансамбль солистов Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Фёдора Леднева исполнит только что написанные произведения англичанина Кларка, москвича Каспарова и петербуржца Резетдинова.
Новый проект представит фестивальный ансамбль «Звуковые пути» — Гимн футуризму. Именно так называется написанная в 1917 году музыкальная пародия на адептов модернизма Цезаря Кюи, последнего представителя Могучей кучки. Она прозвучит на концерте в Доме композиторов (22.11). Там же мы услышим и голос автора «Манифеста футуризму» итальянского поэта Маринетти в электронной обработке композитора Джузеппе Джулиано, а еще — восемь специально написанных для фестиваля новых сочинений авторов из России, Австрии, Германии и Украины.
Среди участников форума есть его давние друзья. Это Мориц Эрнст и Маркус Берцборн — фортепианный дуэт из Германии, подготовивший уникальную программу «Космос Штокхаузена». Это и замечательный Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), с которым «Звуковые пути» сотрудничают много лет. Есть и новые участники, среди них французский ансамбль Multiraterale. Москвичи и парижане сойдутся в концерте «МАСМ vs Multiraterale» 24 ноября в Малом зале филармонии. Оба коллектива выступят и в Доме композиторов — Multiraterale с сольной программой накануне, а МАСМ — в концерте-марафоне 25 ноября. Этот вечер, завершающий фестиваль, откроется блоком, напоминающим об окончании Первой мировой войны. Программа посвящена всем пострадавшим в ее сражениях музыкантам, но есть у сюжета и конкретный герой — австрийский пианист Пауль Витгенштейн, потерявший на войне правую руку, находившийся в 1914-м в русском плену, а в 1930-м выступавший с оркестром в Большом зале Ленинградской филармонии. Именно для него были со-зданы леворучные концерты Равеля, Прокофьева, Р. Штрауса и многие другие. Семь новых фортепианных произведений для левой руки петербургских авторов — дань памяти событиям 100-летней давности.
А завершится концерт-марафон зрелищной программой французских артистов — перкуссиониста Тьерри Мирольо и танцовщицы Софи Жегу: их выступление сопровождается видеоинсталляцией Иоханнеса Биррингера — крупнейшего немецкого мастера видеоарта и теоретика модернистского театра, который, по его мнению, является лишь тем «как мы видим, что мы, возможно, готовы увидеть или что мы воображаем».
Увидеть, услышать и вообразить фестиваль «Звуковые пути» предлагает всем, кто неравнодушен к новому искусству.
Александр РАДВИЛОВИЧ,
художественный
руководитель фестиваля

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~wPYPe