Звука внутренняя жизнь

19 Июня 2015

Звука внутренняя жизнь

В Петербурге 26 мая завершился III Международный фестиваль новой музыки reMusik. Фестиваль организовал Санкт-Петербургский центр современной академической музыки «reMusik.org», которому в этом году исполнилось пять лет. На первом фестивале, как кто-то шутливо вспомнил на пресс-конференции, в зале собралось около двадцати слушателей. Но идея композитора Мехди Хоссейни, художественного руководителя фестиваля, — знакомство петербуржцев с новейшими течениями в российской и европейской музыке, полетом авангардной мысли, оказалась плодотворной. Нынешний, третий, фестиваль приобрел серьезный размах.

Его программа включала не только традиционные академические концерты, но и творческие встречи, открытые репетиции, круглые столы, финал конкурса композиторов имени Сергея Слонимского и даже научную конференцию. В центре внимания — анализ современной музыки. Новый виток технологии звукоизвлечения, тончайшие грани между акустикой и электронным звучанием — композиторы изобретают и используют новые техники, а для их оценки нужны новые подходы.
В Петербург приехали знаменитые ансамбли, исполняющие современную музыку: Proton Bern, Batida (Швейцария), Nadar (Бельгия), Linea (Франция). Эти коллективы работают в разных эстетических направлениях. Proton Bern еще называют «ансамблем солистов» за высокий профессионализм; несколько составов варьируются от небольших камерных групп до солидного коллектива. Молодые музыканты из Batida активно сотрудничают с хореографами, актерами, композиторами. Linea играют этническую музыку всех континентов. Электронные «хулиганы» из ансамбля Nadar используют мультижанровый подход ко всем видам деятельности. Составы во всех коллективах — интернациональные, и что отрадно — они исполняют музыку российских и петербургских композиторов.
На открытии фестиваля в Концертном зале Мариинский-2 состоялась мировая премьера сочинения Buchstabieren композитора Владимира Раннева, которую исполнил ансамбль Proton Bern. А 25 мая на этой же сцене ансамбль Linea представил также мировую премьеру композиции Shoa Александра Радвиловича.
Один из главных гостей фестиваля — Франк Бедроссян, яркий представитель французской композиторской школы, нового течения «сатурационизм». Его произведения звучали на трех концертах фестиваля. Для музыки Ф. Бедроссяна характерно исследование искажений звука, пределов шума в диапазоне от шепота до крика. При этом форма произведений гибкая, почти классическая.
Неудивительно, что мастер-класс Франка Бедроссяна в Санкт-Петербургской консерватории собрал полную аудиторию. Такое событие не часто случается. Необыкновенно обаятельный, открытый, он распахнул дверь в свою творческую лабораторию. Концепция, эффекты, контрасты, связь с общемузыкальными тенденциями — рассказ о «кухне» композитора сопровождался записями его сочинений. Мастер-класс проводился на английском языке. Студенты, недавние выпускники и исполнители внимали каждому слову, задавали вопросы. Для них подобная встреча —
это возможность сократить культурную дистанцию между странами, поколениями. Да и взглянуть на собственный творческий процесс, сравнив с услышанным. ...Через открытое окно аудитории донесся монотонный крик чайки, потом взрыв смеха, далекий голос допел музыкальную фразу. Все эти звуки, естественным образом проникнувшие в класс, слились со звучащей музыкой, не нарушив ее гармонии.
Важно, что работа фестиваля позволяет встретиться современным музыкантам, композиторам, услышать, что называется, из первых рук, что сейчас происходит в Европе и России.
Сергей Чирков, аккордеонист, солист ансамбля «Студия новой музыки» Московской консерватории имени П. И. Чайковского, член художественного совета фестиваля, поделился работой над программой:
«Композитор Артуро Кораллес специально для нашего фестиваля написал новое произведение Acida Lourde для двух фортепиано, двух ударных, аккордеона и электроники. В январе мы встретились в Женеве с ансамблем Batida для репетиций, и еще раз в мае я специально ездил туда, готовились официально представить Acida Lourde на фестивале. Произведение звучит почти двадцать минут, много исполнителей, инструментов... Новая музыка всегда приходит к слушателю через некоторое сопротивление, вспомните историю! Сначала слушают и принимают двадцать человек, а через годы — весь мир. Так было всегда. Главное — слушать!»
Последний концерт фестиваля 26 мая в зале Яани Кирик можно назвать важным событием еще и потому, что впервые в нем вместе с музыкантами ансамбля Batida участвовали специалисты легендарного IRCAM — французского Института исследования и координации акустики и музыки.
III Международный фестиваль новой музыки reMusik представил, пожалуй, все самое интересное, что сейчас происходил на экспериментальных сценах Европы и России. Фестивальные программы раздвинули слушателям — а среди них были люди разных возрастов — границы возможностей музыки XXI века. Сочетание привычных и новых звуков, акустических и электронных, расширенные техники игры, новые средства звукоизвлечения, знакомство с уникальными инструментами — лупофоном и контрафорте... Музыковедам еще надо проложить тропинку исследований к тем явлениям, которые вобрал в себя фестиваль и выплеснул на слушателей, конечно же, потребовав от них определенных усилий для познания нового музыкального языка.
Татьяна МИРОНОВА
Источник:  http://www.nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~d8j9h