Звучащее Средневековье

18 Июня 2018

Звучащее Средневековье

В рамках музыкального фестиваля имени Рахманинова в Великом Новгороде выступил петербургский ансамбль средневековой музыки «Laterna Magica».

В новгородской культурной хронике концерт «Laterna Magica» в Центре «Диалог», состоявшийся воскресным апрельским вечером — несомненно, событие значимое. Город, традиционно идентифицирующий себя через славное прошлое, в том числе через ганзейские связи со средневековой Европой, посетили специалисты по музыке, которую эта Европа слушала. На первый взгляд удивить таким здесь сложно. Привычный для новгородцев академический информационный фон во многом формирует щедро подпитываемое раскопками изучение средневековой культуры, в том числе и музыкальной: новгородский «Центр музыкальных древностей», где уже почти 30 лет занимаются реконструкцией звучащих археологических находок, известен далеко за пределами России. Но если осколки собственной музыкальной истории собирают со всей научной скрупулезностью, то европейское Средневековье в афише города представлено по большей части популярными реконструкциями и стилизациями, где оно идет через запятую с «айриш-фолком».
В этом контексте строгий, профессиональный подход «Laterna Magica» в сочетании с их простой, непосредственной манерой оказался вполне востребован — выступление увенчала маленькая овация.
Определяя предстоящий концерт как «строго ненаучное исследование», руководитель ансамбля Ольга Комок отчасти лукавила — на самом деле коллективов, занимающихся музыкальным средневековьем на таком уровне, в России единицы. С 1998 го-
да участники «Laterna Magica» изучают инструментальную и вокальную технику на мастер-классах европейских специалистов, расшифровывают ноты и переводят тексты старинных манускриптов, а также неустанно пополняют свою коллекцию инструментов, радуясь каждому новому приобретению. Не так давно серией концертов под названием «Прибавление в семействе» они отмечали покупку фиделя (далекого предка современной скрипки) и гиттерна (а это предок лютни и гитары). Помимо них на сцене «Диалога» звучали органетто (небольшой переносной орган), псалтериум (европейский родственник гуслей), колесная лира, виола, двойные и одинарные флейты и набор экзотической перкуссии, а управлялись с этим богатством всего три исполнителя (вместе с Комок в Новгород приехали Екатерина Бонфельд и Александр Горбунов — как и всякий уважающий себя средневековый музыкант, каждый из них не ограничивается одной специализацией). Все инструменты — копии, изготовленные по сохранившимся образцам и изображениям с соблюдением технологии и используемых материалов, а значит, если дерево — то натуральное, если струны — то жильные. Приходится возиться с постоянно плывущим строем, но звук, который получается на таких репликах, того стоит: медитативная матовость струнных и сырая, «природная» резкость духовых погружают слушателя в эстетику, совершенно альтернативную академической.
Программа, озаглавленная «Франческа да Римини и другие Прекрасные Дамы», представила срез музыки, бывшей «на пике моды» при дворах Италии, Франции и Испании во времена Данте — плюс-минус одно-два поколения. Прозвучали итальянские лауды (хвалебные гимны религиозного содержания), испанская любовная («cantigas di amigo») и духовная («cantigas di Santa Maria») лирика, творчество французских трубадуров (точнее, трубадурессы графини де Диа), а также инструментальная музыка — от загадочных, бесконечно кружащихся в модальном космосе танцев-истампитт до изысканной полифонии эпохи Ars Nova.
Пропасть, отделяющая современного слушателя от музыки XIII–XIV веков, огромна. Как староанглийский диалект, на котором музыканты исполнили на бис кэролы из своей рождественской программы, отличается от языка Шекспира, так и музыкальный язык уже ко времени Баха претерпел столь радикальные изменения, что сегодня даже воспитанному филармонией знатоку легко растеряться. Шанс преодолеть это огромное расстояние появляется только при условии нешуточной личной включенности и отдачи исполнителей, и «Laterna Magica» — редкий (даже по европейским меркам) пример именно такого отношения к делу. Естественность интонаций, осмысленность фразировок и безусловное взаимопонимание в ансамбле сделали контакт с музыкальной реальностью Данте и Петрарки возможным и состоявшимся — свидетельством тому было и чуткое молчание, и упомянутые дружные аплодисменты публики.
Нельзя не отметить просветительский энтузиазм организаторов концерта — сотрудников Центра музыкальной культуры им. Рахманинова. Мы надеемся, что с их легкой руки новгородцев ждут новые путешествия в историю музыки с не менее достойными проводниками.
Илья СУВОРОВСКИЙ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~HW4ee