Звучание юбилея

28 Декабря 2018

Звучание юбилея

Каждому из нас доводилось бывать на юбилеях — днях рождения, серебряных и золотых свадьбах, круглых датах, отсчитываемых от какого-либо события. Слово это сегодня связано с торжеством, чаще всего светским.

Свои юбилеи есть и у церкви. Впервые «юбилейный год» был объявлен папой римским Бонифацием VIII в 1300 году: все навестившие Рим и прошедшие через врата базилики Св. Петра («врата милости») получали отпущение грехов. Поначалу был объявлен столетний шаг между празднованиями, но уже папа Климент VI сократил срок до пятидесяти, а его последователи — до тридцати трех (срок земной жизни Христа) и двадцати пяти лет. Последний — внеочередной юбилейный год — прошел совсем недавно, в 2016-м.
Эти празднования восходят к библейскому установлению о годе, завершающем семь семилетних циклов, — то есть пятидесятом. В этот год запрещалось возделывать землю, а еще надлежало отпускать на волю рабов, прощать долги, возвращать проданные наделы прежним владельцам. Празднование отмечалось звуками бараньих рогов — от них оно и получило свое название.
Трубление в рог (шофар) было вообще чрезвычайно важным сигналом: оно знаменовало провозглашение нового царя или победу (а нередко и само приносило победу над врагом, как, например, при взятии Иерихона). Звук рога раздавался, когда Моисей получал скрижали. Седьмой месяц каждого года также был отмечен трубными звуками.
Лекция Ланы Ивановой, проходившая в БДТ в рамках программы «Эпоха просвещения», была посвящена иконографии «юбилейных труб» в христианском искусстве. Вот античный барельеф — Триумфальная арка Тита, на которой процессия победителей выносит захваченные в Храме трофеи. Рогов среди них нет: возможно, римлян привлекали лишь драгоценные изделия, и воины несут семисвечник и другие священные инструменты — длинные прямые трубы с резко расширяющимися раструбами.
Рога появляются лишь в XI веке — сначала в Грузии, затем — практически по всей Европе. Мы видим их на фресках и мозаиках, в книжных миниатюрах и росписях храмов в Испании и Италии, Англии и Франции, в Австрии и на Балканах. Их изображения отличаются от труб — плавно изогнутые, расширяющиеся постепенно, они даже на многоцветных росписях украшены лишь узкими поперечными полосками — как бы резьбой или инкрустациями.
В течение четырехсот лет эти инструменты появлялись в сценах богообщения Моисея, взятия Иерихона, а еще — Страшного суда и Второго пришествия. Пропали с изображений они также внезапно: начиная с середины XV века вместо рогов мы снова видим тонкие длинные трубы. Кроме того, на полотнах художников Возрождения музыка высших сфер начинает звучать на все лады всеми мыслимыми инструментами: лиры и псалтири, виолы всех родов, ударные и органы, а из духовых встречаются даже валторны.
Многое в иконографии «юбилейных труб» остается неясным. С чем связано их появление и столь широкое распространение в позднем Средневековье? Ведь в христианских священных текстах рог как отдельный инструмент не упоминается: его нет ни в Септуагинте, ни в Вульгате. Почему потом они исчезают — буквально в преддверии появления многоязычных библий, где наряду с латинским и греческим появляется древнееврейский текст, в котором — в отличие от переводов — фигурируют как трубы, так и рога?
Евгения ХАЗДАН
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~8lkHU