«ЗВЕЗДНАЯ РАПСОДИЯ — 2018»

19 Июня 2018

«ЗВЕЗДНАЯ РАПСОДИЯ — 2018»

В нашем городе прошел IV Международный конкурс вокалистов «Звездная рапсодия», с каждым годом набирающий известность и авторитет. Сохраняя традиции, в 2018-м «Рапсодия» порадовала и новыми номинациями, и широкой «географией», и конечноже россыпью вокальных звезд и звездочек. Тех, кто прошел на второй, очный тур, в этом сезоне оказалось рекордно много: свыше ста семидесяти!

ОПЕРА — ЭТО ТРУД
Именно так переводится название крупнейшего вокального жанра: работа, дело, труд. Опера предполагает сильные, яркие, темброво богатые голоса. И они есть! В номинации «академическое сольное пение» в каждом из туров значилась ария, нередко из самых виртуозных. Гран-при достался тенору из Бразилии Сезару Камарго, обладателю прекрасного голоса и вокальной техники. Блеснули талантом и уменьем студенты вузов Мариам Маркосян из Москвы и петербуржец Клим Тихонов (1-е место). Эльнара Мамедова из Баку и выпускник Петербургской консерватории Петр Цеханович разделили первое место в номинации «Профессионалы»; среди учащихся колледжей лучшим был баритон Андрей Медведев из Усть-Каменогорска.
Удивительно, но студенты средних специальных учебных заведений выглядели стабильнее и «голосистее» консерваторцев, а периферийные институты искусств и консерватории по оперному классу «наступали на пятки» столичным. Как оказалось, поспорить с профессионалами вполне могли «любители» (с музыкальным, но не вокальным образованием) — дирижеры-хоровики, пианисты, педагоги…
Слабее других участников на этот раз выглядели дети. Среди трех возрастных групп (от восьми до семнадцати лет) присуждено только одно первое место — 13-летней Насте Егоровой из Выборга, зато вокальных и иных недочетов у младших участников конкурса было хоть отбавляй! Активная жестикуляция юных вокалистов — движений рук в одной песне хватило бы на целый пластический этюд — являла больше балет, чем пение. Да и пение порой напоминало не музыкальный, а скорее разговорный жанр. Прибавим забытые ноты, «гремучий» рояль, чужого, неожиданно «свалившегося на голову» концертмейстера, «песочек» в горле накануне выступления, волнение, слякотную петербургскую погоду… Огорчает казенное равнодушие к сегодняшней жизни вокальных отделений музыкальных школ и студий (до полного исчезновения последних, а в лучшем случае — капитальное сокращение учебных часов в вокальных классах) — печальная картина, оживляемая энтузиазмом подвижников-преподавателей.

РОМАНСЫ? ЭТО НЕ МОДНО…
Именно так считают сегодня многие вокалисты — как молодежь, так и их маститые преподаватели. Иные времена, иные песни… Как угнаться сентиментальному романсу за нынешним роком и броским «легким» жанром! Жюри «Рапсодии» во главе с заслуженной артисткой России, профессором Петербургской консерватории Марией Людько убеждено: это неверно! Песня, символ русской музыки, всегда оставалась в нашей культуре тем родником, который питал профессиональное искусство. Любой из отечественных композиторов начинал с романса, и в каждой оперной арии слышны отголоски задушевной русской песни…
Без стенобитного голоса камерный жанр обойдется, зато важны здесь музыкальная культура, чувство стиля, владение разнообразным репертуаром, гамма звуковых градаций, фразировка… Комплекс этих качеств нарабатывается годами. Наверное, поэтому лауреаты конкурса были названы только во взрослой группе; победу в этой номинации одержали студентка Петербургской консерватории Анна Викулина и артист театра «Зазеркалье» Андрей Удалов. Легкий жанр оказался самым тяжелым, а порой и неподъемным для конкурсантов. Еще тяжелее, увы, музыка барокко — этот стиль никак не давался. А ведь Баха и Вивальди «проходят» во всех классах музыкальных школ с самого нежного возраста, играют, слушают…
В каждом учебном заведении есть композиторские классы. Как выясняется, сегодня

КОМПОЗИТОР —
ПРОФЕССИЯ ЖЕНСКАЯ
Заявленная еще в прошлом сезоне композиторская номинация значительно окрепла в нынешнем году. Условие было одно: обязательное участие голоса, поэтому в ход пошли и светские кантаты, и православная духовная музыка, вокальные циклы и массовая песни. Большинство участников — девушки, которые пишут отнюдь не «дамскую» музыку.
Среди многих претендентов лучшей оказалась Алсу Нигматуллина из Ленинградской области. Ее вокальный цикл «На смерть стрижа» (слова Олега Григорьева) порадовал профессионализмом, яркими сонористическими приемами, изысканностью письма. Это репертуарное сочинение, к тому же весьма удобное для голоса. А его популярности будет способствовать публикация (подарок для победителей в этой номинации — издание сочинений-призеров).

ПОЮТ И ТАНЦУЮТ ВСЕ!
Самым «неакадемичным» стал конкурс поющих драматических актеров — такая номинация появилась в этом году впервые. И не случайно, ведь издавна драматическая и оперная сцены в русской культуре были родными сестрами, прекрасно уживаясь в одном театральном доме. Да и сегодня мало ли в театре и кино голосистых драматических артистов, особенно старшего поколения? Редки ли мюзиклы в репертуаре отнюдь не оперных театров?
Конечно, эта номинация предполагала «все и сразу» — пластичность и сценический шарм, хорошую интонацию и ритм, умение носить костюм и четкое слово. Бельканто? Как будто не требуется, но и здесь не обошлось без сюрпризов — победили обладатели больших и сильных голосов. Актеру Казахского государственного академического театра драмы им. Мухтара Ауэзова двадцатишестилетнему Мейрамбеку Таганову (первая премия) по плечу главные роли любого музыкального спектакля. Немного уступила ему петербурженка Ксения Семёнова, обаятельная и пластичная; «Старый рояль» М. Минкова в ее исполнении воодушевил весь зрительный зал, а «болельщиков» в этой номинации — друзей-актеров — было значительно больше, чем в другие конкурсные дни.
Для каждого из участников конкурс стал большим событием. И в тысячный раз подтвердил истину — нет ничего прекраснее человеческого голоса и никакой инструмент, пусть самый совершенный, сравниться с ним не может…
Ольга ГЛАДКОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Abw7I